Гран При Бельгии и не только))

Aug 28, 2011 12:48


По мнению многих болельщиков, гонщиков и экспертов бельгийская трасса Спа-Франкоршам одна из лучших, а Гран При Бельгии - один из интереснейших. Пропустить его - грех.

Хм...начнем с истории автоспорта.


Автоспорт в Бельгии!
Гран При Бельгии с 1950 года СТАБИЛЬНО присутствует в календаре Ф1. Но есть исключения! Проводился этап на трех трассах (Спа-Франкоршам, Нивель-Болер и Зольдер). Да и шесть сезонов Формула 1 обходилась все-таки без ГП Бельгии. Причины самые разные: то безопасность слабовата, то запрет табачной рекламы, то реконструкция трассы...
Но самые первые гонки в Бельгии начали проводиться, как и во всей Европе, задолго до 1950 года.
В начале 1920 года, казалось, ничто не могло нарушить тишину в обычной бельгийской деревушки Francorchamps, расположенной на холме.
Ничего, кроме того, что в один прекрасный день в местном отеле поселились два известных в автогоночном мире человека.
Одним из них был Жюль де Тьер, менеджер бельгийской газеты La Meuse (посмотрела я на этот журнальчик - около 6000 руб. один экземпляр стоит...не слабо). Другой - глава спортивной комиссии Королевского автомобильного клуба Бельгии.
Мужчинам пришла в голову идея воспользоваться треугольником дорог, которые соединяли три деревни, одной из которых как раз и была Франкоршам.
Казалось, холмистая местность, длинные прямые для настоящих скоростей, недалеко расположенный всемирноизвестный курорт СПА - залог настоящего успеха трассы.
Однако, на назначенный уже через год (1921) Гран При заявился всего лишь один участник.
В результате, трасса была открыта мотогонками, а первый Гран При Европы прошел только в 1925 году.
С тех пор конфигурация трассы значительно изменилась, но она по-прежнему остается одной из любимых для гонщиков.

Погода!
Изначально бельгийский этап проводился в июне. Погодка самая подходящая для прогулок на машинах с открытым верхом… Только вот не для Ф1. Большинство гонок прошло в солнечную, сухую, теплую погоду (по статистическим данным). Фи, скажут болельщики… Можно легко с этим согласиться. Дождь во время гонки - это «входящий» фактор, оголяющий все недостатки командования и проявляющий истинное мастерство гонщика. И, тем не менее, влажная и пасмурная погода была не такой уж и редкостью.

Однако, в 1985 году Гран При Бельгии перенесли аж на середину сентября.


А причиной этому стал забавный случай. Организаторы гонки решили выпендриться и полностью сменили асфальт на трассе. Уложили покрытие по новой технологии, что должно было способствовать сохранению высокого сцепления даже в условиях ливня. Новым покрытием очень гордились… Но недолго… То ли чудо-асфальт укладывали в спешке и не выполнили все технологические предписания, то ли он не успел окончательно затвердеть, а может, сказалось губительное влияние жары - но покрытие начало крошиться. Пришлось перенести гонку. И не на пару недель, а почти на четыре месяца: чтоб пока команды участвуют в заокеанских Гран При, на трассе успели уложить новый, вполне обычный, асфальт.

Впоследствии бельгийский этап окончательно и уже официально был перенесен на август-сентябрь.
Смена времени проведения ГП Бельгии поспособствовала тому, что гонки чаще становились дождевыми. С 1988 года шесть гонок проходили в условиях дождя. (Опять же мучала статистику).
Кстати, в трех из них победил Михаэль Шумахер!!!!!!!!!! Вот он, мастер!

Брюс и его команда!
МакЛарен:
699 Гран При!
173 победы! Их так много, что уже и запутаться можно. Но первая и последняя победы всегда особенные!!!
Именно такой оказалась победа на ГП Бельгии 1968 года. Для команды МакЛарен она стала первой, а для самого ее основателя и гонщика - Брюса МакЛарена - последней.


Но так уж принято: вспоминать только о хорошем! И в 2008 году на сорокалетие со дня первой победы команда МакЛарен выпустила праздничный пресс-релиз.


«Первую победу забыть невозможно, Bruce McLaren Motor Racing Team дебютировала в 1966-м, но только в 1968-м стала использовать собственное шасси, а девятого июня 1968 года, в Спа, Брюс Макларен одержал первую победу. На самом деле первая победа McLaren M7A состоялась чуть раньше, на этапе в Брэндс Хэтч, но эта гонка не входила в зачет чемпионата мира, поэтому официально отсчет ведется с Гран При Бельгии».

Брюс стал вторым гонщиком в истории чемпионата, который выиграл гонку за рулем машины, носящей его имя. Первым же был трехкратный чемпион мира Джек Брэбем, выигравший на Brabham BT9 Гран При Франции в 1966-м.

Интересен тот факт, что Брюс совсем не знал, что победил в гонке. И это при том, что ближайшему преследователю он «привез» 12 секунд. О победе новозеландскому гонщику сообщили уже в боксах.
«Это была самая приятная новость в моей жизни», - вспоминал потом МакЛарен.

Если говорить о карьере самого Брюса, то началась она за десять лет до этой значимой гонки. Выступления он начал с двух гонок в 1958 году за команду Купер и за всю продолжительную карьеру победил 4 раза. Помимо последней победы в Спа в 1968 году, МакЛарен одерживал победы, выступая за Купер в 1959,1960 и 1962 годах.

Ну и дебют!
Ну-ка, а кто у нас дебютировал в Формуле 1 на Гран При Бельгии в 1991 году?
Правильно! Михаэль Шумахер!

Пройдусь-ка я по статистике его выступлений в Спа.


Ооооооо! Скучно, как в дневнике отличника. За 14 гонок: 6 побед, 4 вторых места, 3 нефиниша (инциденты)... И лишь один «двояк» за списывание - дисквалификация в 1994 году за нарушения в измерениях доски скольжения (так и то он приехал к финишу первым). Ни десятых, ни восьмых мест. Либо все, либо ничего.

Но раз мы говорим о дебюте, расскажу про то, кому Михаэль этим дебютом обязан, и чем он поразил в своем первом Гран При!

Досье
Зима... Лондон... Пробки... Наглые таксисты, подрезающие других автомобилистов... Бертран Гашо - гонщик, заключивший на 1991 год контракт с Эдди Джорданом на выступления в его команде...


Тогда Гашо не смог поделить дорогу с Эриком Кортом (таксистом) и высказал ему все, что думает о нем, его манере вождения и, собственно, самом такси. Ну а когда запахло дракой, Гашо запустил в наглую морду Корта слезоточивым газом из баллончика.
Спустя восемь месяцев лондонсий суд постановил, что сие деяние тянет года на полтора - и Бертран отправился на нары тюрьмы «Брикстон», одной из самых суровых в Англии. После рассмотрения апелляции, английский Королевский суд принял решение о досрочном освобождении гонщика, так что он отсидел всего полтора месяца.

Однако, проведя в команде Джордан 10 гонок, и записав в последней из них на свой счет время лучшего круга, Бертран из-за своего поступка потерял место в команде, чем дал возможность проявить все свои умения немецкому гонщику Михаэлю Шумахеру (за 150 тысяч мерседесовских фунтов стерлингов, естественно).


11-е место в первой тренировке, седьмое по итогам квалификации и четвертое на воскресной разминке. К слову, для команды Джордан в том сезоне старт с 11-го, 17-го или 20-го места был обычным делом. Так что, результат Михаэля в квалификации можно считать неплохим. Да и откровенно скажу! Повезло Шуми с командой! Джордан 191 в том сезоне позволял бороться за очки!
Однако в самой гонке сенсации не произошло. На старте Михаэль, конечно, опередил Феррари Жана Алези и Бенеттон Нельсона Пике, но уже на спуске к Красной Воде его машина резко потеряла ход и замера на обочине - отказало сцепление. Ну как отказало? Михаэль его просто сжег! Вобщем, как и положено дебютанту, Миша в гонке лопухнулся!

Что ж, зато следующая гонка в СПА принесла ему победу и положила начало его триумфальному шествию по этому Гран При

Короли Спа
В истории каждого этапа Королевы автоспорта есть свои Короли. И если брать историю Гран При Бельгии с начала 80-х, то Королей было трое!

Айртон Сенна (годы «правления»: 1985 - 1991)
Ну что тут сказать??!! На его счету целых пять побед в Спа! Четыре из них были завоеваны подряд (в 1988, 1989, 1990 и 1991 годах).


«Ну, Айртон был всегда зрелищем, в любом случае. Я видел его победы в Спа, если я ничего не путаю в 1989, в 1990 и в 1992. На мокрой трассе он имел точность лозоходца, на сухой (посмотрите 1990) сдерживал позади Феррари Проста, который имел лучшую машину»(Лео Туррини).

Да и сама трасса, честно говоря, приносила удачу Сенне. Как будто он знал какой-то ее секрет, «тайный язык арденнских духов». Настоящий пример везения - ГП Бельгии 1991 года.

Айртон, стартовав в поула, лидировал первые 14 кругов. У преследовавшего его Проста на Феррари, казалось, нет никаких шансов. Но в районе середины дистанции Сенна вдруг резко замедлился - заглох мотор! Пока машина еще катилась по трассе, он сумел включить четвертую передачу и вновь запустить двигатель. Однако это не лучшим образом сказалось на состоянии коробки передач и в сочетании с 10 секундами задержки давало Алези возможность вздохнуть спокойно.

А на последних кругах начало происходить нечто даже мистическое. Все соперники Сенны столкнулись с теми или иными сложностями!! Резко потерял ход Пике, закапризничала коробка у Патрезе, Алези спалил мотор, а де Чезарис, который еще за три круга до финиша остро атаковал Волшебника, тоже вынужден был сойти из-за перегрева двигателя!

Сенна одержал чудесную победу, но говорили в паддоке в тот уик-энд больше всего о дебюте немецкого паренька!

Михаэль Шумахер (годы «правления»: 1992 - 2002)
«Я всегда любил бельгийскую трассу и по этой причине с особым нетерпением жду возвращения - прошло несколько лет с тех пор, как я в прошлый раз выступал в Спа.»

Думаю, заслуживают особого внимания «подвиги» Михаэля в 1995 году. Победа при старте с 16-го места - совсем не рядовой случай. Да и 16-е место в квалификации в то время для Шумахера было из ряда вон выходящим. Но в субботу обстоятельства складывались явно не в пользу немца. В субботней тренировке он разбивает машину, а восстанавливать ее оказалось некому: все механики в поте лица работали на машину Херберта, который попал в серьезную аварию еще в четверг.

Разбитая машина Шумахера


В результате, Михаэль пропустил начало квалификации, а вскоре усилился дождь и показанного времени оказалось достаточно только для 16-го места (привет, Малайзия 2010!)

Однако многочисленные проблемы соперников сделали реальной победу Михаэля в той гонке. Конкуренцию ему составил лишь Дэймон Хилл.
Внес свои коррективы и дождь. Благодаря разным стратегиям болельщики увидели потрясающую борьбу двух претендентов на титул 1995 года. Интересное дело, пока Дэймон ехал на дождевых шинах, Михаэль оставался на сликах. Шумахер защищался, выдавливая Хилла за пределы трассы, но после все-таки ошибся и упустил лидерство.
Затем оба гонщика сменили шины (Хилл - на слики, Михаэль - на дождевые). Дождь усилился и шинное преимущество Шумахера позволило ему одержать победу.

Потом был протест команды Вильямс на опасные маневры Шумахера и дисквалификация на одну гонку.
Флавио Бриаторе немедленно подал апелляцию, но вскоре понял, что это может лишь усугубить положение и через четыре дня забрал её. Но позже протест Хилла всё же был отклонён и победителем Гран При Бельгии был признан Михаэль Шумахер... Тактично промолчу

Кими Райкконен (годы «правления»: 2004 - 2009).
Карьера Кими Райкконена в Формуле 1 началась в 2001 году. Первый сезон он провел, выступая за Ред Булл Заубер Петронас. Господи, где сейчас Ред Булл, где Заубер, а где Петронас????

В 2001 году в Спа Кими не стартовал, а в 2002-м гонка закончилась для него на 3 круге из-за поломки двигателя.
В 2003 году этап в Бельгии не проводился. А уже со следующего сезона по 2009 год неизменно побеждал Кими.

Нет, вру! В 2008 году победил Льюис (про штраф дружно забыли), хотя лидерство долгое время удерживал именно Кими!!!


Стоит ли заострять внимание на событиях того Гран При? Стоит ли вновь плеваться в Чарли Уайтинга, который сказал, что Льюис достаточно вернул преимущество, полученное при обгоне Кими со срезом шиканы? Стоит ли напоминать, что Кими все-таки разбил под дождем на последних кругах машину, не получив очков за второе место, которое практически было ему гарантировано?


Мда… Тогда Кими мог потерять титул Короля ГП Бельгии. Но в 2009 году подтвердил свое звание великолепной победой на корыте под названием F60B. Спасибо КЕРС, который позволил всю гонку держать Физикеллу буквально на поводке!
Отметим, что результат гонки в Бельгии в 2009 году на настоящее время является лучшим для Форс Индии (поул в квалификации и 2 место в гонке)

Но особого внимания заслуживает именно гонка в Спа в 2004 году. Эксперты известного журнала F1 racing посчитали ее одной из лучших в карьере финского гонщика (за время выступления его в МакЛарен, конечно).

«Даже забавно, что в Спа Кими на никаком MP4-19B сумел испортить праздник Феррари (выигравшей 15 из 18 гонок).

В Спа Кими был образцом сосредоточенности, ума и контролируемой агрессии. Он с непоколебимой уверенностью прошел все 44 круга, каждый раз пролетая Eau Rouge на скорости 290 км/ч. Именно здесь после первого рестарта он повис на хвосте у Михаэля, которому никак не удавалось разогреть шины Bridgestone. А после второго рестарта, когда до конца гонки оставалось три круга, они поменялись ролями: теперь Михаэль висел на хвосте у Кими. В условиях жесточайшего прессинга Кими показал лучшее время круга в гонке, пройдя его на 0,4 с. быстрее остальных».
Хочется отметить великолепный старт Кими, благодаря которому он мигом вырвался на 5 место при старте с 10-го.
Кими: «Никто не верил, что мы можем победить, так что сегодня мы повеселимся от души». Он неисправим ))))))

С тех пор, как Кими Райкконен ушел из Ф1 (не без помощи Скудерии) прошел только один Гран При Бельгии, победу в котором одержал Льюис Хэмилтон. Посмотрим, сможет ли он стать новым королем Спа-Франкоршам? Или все-таки, соперники не позволят победить второй раз подряд?:)

Смелость!
Большинство Гран При Бельгии проходило на трассе Спа-Франкоршам. На трассе, которая часто признавалась не соответствующей требованиям безопасности. А уж поворот Красная вода (О Руж) раньше доставлял гонщикам множество хлопот.

Красная вода зимой


Фернандо Алонсо (давным давно): «Это очень важный поворот и в квалификации, и в гонке, потому что после него идёт очень длинная прямая, и если в её начале вы не набрали достаточную скорость, то можете потерять много времени. Кроме того, этот поворот даёт гонщику множество эмоциональных ощущений, его переживаешь заново на каждом круге.»

1970 год


До недавнего времени прохождение поворота О Руж на машине Формулы-1 совсем без снижения скорости считалось крайне сложной задачей, с которой мало кто справлялся. Одним из тех, кто постоянно пытался это делать, был Жак Вильнев.
«Не каждый пилот в состоянии пройти этот поворот «в пол», не сбавляя скорость. Но если ты это сделал - ты по-настоящему можешь гордиться собой. Это единственная шикана, проходя которую пилот понимает, что может пройти её «в пол», но нога сама поднимается с педали газа. Очень трудно заставить себя не поднимать ногу с педали и сказать себе «нет, всё нормально». Очень необычное ощущение».
Да и одна из наиболее впечатляющих аварий в карьере гонщика произошла именно при прохождении этого поворота. В квалификации ГП Бельгии 1999 г. аварию в О Руж с промежутком в несколько минут потерпели оба пилота команды БАР - Жак Вильнев и Риккардо Зонта, причём аварийные ситуации были практически одинаковы.
Машины обоих пилотов после контакта со стеной перевернулись, но машина Вильнёва осталась лежать неподалёку от места столкновения, а машина Зонты, уже перевёрнутая, перелетела на другую сторону трассы.
Вильнёв позже говорил: «Это была моя лучшая авария! Но Зонта улетел ещё зрелищнее».

И напоследок, DRS - отстой)))))

ГП Бельгии, трассы, Вильнев, А.Сенна, М.Шумахер, история, Райкконен, Хэмилтон, Б.Макларен, Гашо

Previous post Next post
Up