ГП Европы - это не ГП Канады, гонок насчитывается в два раза меньше. Только это если брать официальную статистику. На самом же деле ГП Европы один из древнейших этапов. Если копнуть далеко в прошлое, то можно обнаружить, что самый первый официальный ГП Европы Ф1 прошел в Великобритании в 1950 году. Второе его название - XI European Grand Prix. Но это было давно, и то неправда…
Фигаро тут, Фигаро там…
ГП Европы по традиции проводился, где попало. Часто трасса принимала ГП совсем спонтанно по причине возникновения самых различных обстоятельств. Иногда это была неготовность трассы, поставленной в календарь на проведение гонок.
В частности, в 1997 году ГП Европы вообще не планировался. В календарь изначально было включено большинство европейских Гран-при.
Но тут произошло ЧП. Оказалось, что трасса Эшторил не будет реконструирована и не сможет принять Гран-При Португалии… Требования к безопасности трассы возрастают с каждым годом, а средств и желания хватает, увы, не у всех владельцев трасс! Вобщем, пришлось срочно искать замену…
Только вот незадачка… Почти все европейские Гран-При были заняты, в том числе оба автодрома в Германии. Решено было провести еще один этап в Испании. А поскольку два национальных Гран-при FIA проводить запрещала, гонку в Хересе обозвали «ГП Европы».
Как же Германия, спросите вы? Оооооооо… Тут уже другая история! Рекламная! Но для нее еще рано.
Досье
Официальная статистика утверждает, что первый Гран При Европы прошел на трассе Брэндс-Хэтч, расположенной в Великобритании. Наткнувшись на карту расположения британской трассы, в очередной раз подивилась развитости автоспорта в Королевстве.
Впервые Брэендс-Хэтч принял гонки в 1926 году. Это были соревнования велосипедистов. При чем, гонялись они против часовой стрелки. Изменить направление движения решили только в 50-х годах.
Наследие трассы обширно - имена известных гонщиков прошлых лет неразрывно с ней связаны: Стирлинг Мосс, Джим Кларк, Барри Шеин, Джек Брэбэм, Дерек Минтер, Эмерсон Фиттипальди, Айртон Сенна.
В Брэндс-Хэтч благодаря напарнику по команде Кейо Росбергу открыл счет своим победам Найджел Мэнсел.
Интересна история тем, что в настоящее время такое развитие событий как на ГП Европы 1985 года просто невозможно. На протяжении большого количества кругов лидировал стартовавший с поул-позиции Айртон Сенна. Прост же, без пяти минут чемпион, проводил свою собственную гонку, главной целью в которой было увеличение отрыва от главного соперника в борьбе за титул.
Поэтому пару Айртону на трассе составил гонщик Вильямс Кейо Росберг. Кеке очень настойчиво пытался обогнать лидера, но очередная попытка привела к ошибке - его развернуло, пришлось ехать на пит-стоп.
Вернулся Кейо как раз перед носом Сенны, отставая на круг, но совсем не собирался пропускать его вперед, ведь где-то позади, на второй позиции ехал его напарник - Найджел. Вновь дуэль - в роли обороняющегося уже Росберг. Успешная оборона позволила вывести Мэнсела в лидеры и одержать первую в карьере победу.
Стартовавший четвертым Ален Прост досрочно стал Чемпионом Ф1. Знаменательная гонка и для француза, и для 32-летнего британца.
********
Единственный раз ГП Европы прошел в Донингтоне. Да как прошел!
Мне как-то посоветовали скачать и посмотреть тот ГП. Однако я ограничилась просмотром первого круга, когда Сенна одного за другим обгонял соперников на пути к победе в той дождевой гонке!
Более того, Сенна показал в гонке лучший круг, проезжая по пит-лейн!!! В конце круга Айртон свернул на пит-лейн и проехал по нему, не заезжая на пит-стоп. А поскольку в Доннингтоне пит-лейн расположен на внутренней части трассы, то бразилец выиграл время и несколько позиций, формально не нарушая правил.
Итак, смотрим ВИДЕО первого круга гонки, восхищаемся Сенной и смеемся над комментатором.
Click to view
Минздрав последний раз предупреждает…
Как известно, Европа помешана на здоровом образе жизни. Запрет курения табака и его рекламы - практически дело принципа. Где-то читала, что запрет на рекламу снижает потребление табака на целых 8%.
Ну поскольку я рассказываю о ГП Европы, не упомянуть об этом запрете было бы непростительно.
В октябре 2000 года FIA на заседании в Севилье решила наложить запрет на связанную с табаком рекламу в Формуле 1, включая спонсирование табачными компаниями.
Запрет в полной мере должен был вступить в силу в конце 2006 года. Однако в ряде стран запрет действовал давно… В частности, команды еще в 90-х не могли размещать на своих болидах рекламу табачных компаний во время проведения Гран-при, проходящих в Германии.
В 1997 году на помощь пришел ГП Люксембурга.
При чем здесь Люксембург??? А вот…
Надеюсь, кто-то из «старожилов» еще помнит, что ГП Люксембурга проводился в Германии… Трасса Нюрбургринг, лишившись права на проведение ГП Европы, продолжала принимать этапы Формулы1. В 1997 году ГП Германии проводился на трассе в Хокенхайме. Ну а на Нюрбургринге гонка проводилась под прикрытием Люксембурга, граница с которым проходит в 100 км. от трассы.
Выиграли все!
Специальным указом Гельмута Коля на несколько дней гонки территория трассы получила экстерриториальность, и юридически Люксембург увеличился на этот период на несколько десятков гектаров.
Командам было разрешено выступать в табачной окраске на немецкой территории. Опыт настолько всем понравился, что ГП Люксембурга был проведен и в следующем году.
Так вот, реклама рекламой, но эта зараза пошла дальше. В 2007 году Евросоюз потребовал запретить размещать рекламу табака на Гран-при Формулы-1 от Китая, главного производителя и потребителя сигарет в мире.
Согласно официальным данным, каждый год в Китае умирает около миллиона человек в результате заболеваний, вызванных курением. Как слону дробина Если учесть, что Китай постоянно контролирует рождаемость.
Повезет - не повезет…. Повезет!!!
Из гонщиков везунчиком в ГП Европы можно считать Джонни Херберта!
В 1999 ГП Европы выдалось просто невероятным. Проблемы просто валились на шлемы гонщиков. Поначалу Алессандро Занарди встал не на свое место на стартовой решетке. А в самой гонке сильно не повезло всем четырем претендентам на титул: Ирвайн, Френтцен, Хаккинен, Култхард. Отвернулась удача и от рвавшихся к первой победе Физикеллы и Ральфа Шумахера. В итоге подиум был просто сенсационным: «Прост» Ярно Трулли окружили два «Стюарта» - Рубенса Баррикелло и Джонни Херберта, стартовавшего 14 (!), но принесшего шотландской команде первую и последнюю победу в Гран-При.
Досье
Джонни Херберт дебютировал в Формуле-1 в 1989 году и в первой же гонке финишировал четвёртым. Затем в его карьере были сезоны в команде Lotus, результаты выступления в которой стали плачевными - всего 13 очков за пять сезонов. Свой первый полный сезон он провёл в 1992 году, когда набрал 2 очка.
Из Лотуса Херберта позвали в Беннетон в напарники к самому Михаэлю. И тут началось!!!! Про роль второго пилота говорить уже неактуально, но все же. Позднее Херберт рассказывал о причинах, по которым он оказывался всегда намного хуже чем его напарник: «Все технические новинки ставили только на его машину. Мне не давали даже работать с распечатками его телеметрии, в то время как вся информация с моего автомобиля поступала в полное распоряжение Михаэля. Да что там говорить, если мне даже не давали настраивать машину так, как я того хотел, фактически заставляя повторять настройки Михаэля! Они идеально подходили ему, но не мне…» Но что говорить о том сейчас? Михаэль семикратный и никому уже не нужны рассказы его до поры до времени верных оруженосцев!!!
*******
Из гонщиков, кто редко видел победы и поулы, на ГП Европы удача улыбалась еще Х.-Х. Френтцену и Элио де Анджелису, почти всю свою карьеру выступавшему в команде Лотус.
Кстати, две победы из трех у Френтцена были как раз в 1999 году, когда в ГП Европы победил Херберт… Зато поул-то в том ГП был за ним.
Для справки: Френтцен будет одним из стюардов в грядущем Гран При.
Элио так же на ГП Европы не побеждал. Он может похвастаться лишь поулом на ГП Европы в 1983 году. Увы, проблемы с техникой (в том числе с техникой вождения) лишили Элио не просто победы, но и шансов на то, чтоб добраться до финиша.
Перейдем ближе к новой истории.
Учись, брат!!!
В Валенсии ГП Европы будет проходить уже в четвертый раз!!! По предыдущим гонкам можно легко сказать, что Валенсия - это территория бразильцев.
В 2008 году победу одержал Фелипе Масса на Феррари…
По состоянию здоровья Масса не смог участвовать в ГП Европы в 2009 году. Зато он хорошо проявил себя в качестве учителя!!! Поверьте Рубенсу, который одержал тогда победу: «Знаете, как я буду готовиться к Сингапуру? На время перееду к Фелипе Массе.
Я уже гостил у него перед Валенсией, и Фелипе объяснил мне, как лучше проходить эту трассу, где он доминировал в прошлом году. И я выиграл. В Сингапуре Масса тоже был очень быстр, и я хочу услышать рассказ о том, как ему это удалось».
Так вот, победу в Валенсии Рубенс посвятил Массе... Куча болельщиков в прямом эфире наблюдали за жестами рук Рубиньо, тыкающими вот в такой вот шлем.
Что касается 2010 года, то результат, показанный Рубенсом в Валенсии (4 место), остался лучшим в том Чемпионате. И для гонщика, и для команды Вильямс.
Вспомнить
Несколькими строчками ранее я писала о Брэндс-Хэтч. Трасса принимает по настоящее время множество чемпионатов, в том числе Формулу 2.
19 июля 2009 во время гонки серии F2 погиб Генри Сертиз - сын чемпиона Ф1 - Джона Сертиза.
В гонке, проходившей 19 июля, попал в аварию Джек Кларк. Колесо, оторвавшееся от его болида попрыгало к противоположной стороне трассы и по трагической случайности угодило в голову Генри.
Без видео.
Ему было 18 лет. За день до трагедии Генри завоевал свой первый подиум в чемпионате.