Вместо предисловия.
У бразильцев есть всё! И трассы, и гонщики: талантливые, мастера, эмоциональные и понимающие (это все про разных)…
И Формулу 1 они принимают нынче уже в 38 раз. По сравнению с древними европейскими Гран При вроде и немного, но мое описание будет, как всегда, «галопом по Европам»!!!
А судьи кто?
На днях было объявлено, что третьим (или каким там по счету?)))) стюардом на Гран При Бразилии будет Джонни Херберт! Да, он бывший гонщик! Да, на его совести 3 победы и 7 подиумов. Кроме того, на его биографии стоит «меточка» - напарник Михаэля Шумахера…
Ну, здесь много говорить не буду… Не люблю повторяться. Напомню только, что затаил Джонни на Михаэля обиду за тот период, когда он был вторым пилотом! И еще вспоминает о былых временах: «Все технические новинки ставили только на его машину. Мне не давали даже работать с распечатками его телеметрии, в то время как вся информация с моего автомобиля поступала в полное распоряжение Михаэля. Да что там говорить, если мне даже не давали настраивать машину так, как я того хотел, фактически заставляя повторять настройки Михаэля! Они идеально подходили ему, но не мне…»
Ой, если кто-то считает, что это будет причиной предвзятости по отношению к Михаэлю, то, думаю, тут даже и беспокоится не о чем. Джонни уже судействовал на ГП Малайзии и Турции. Опыт есть))
На самом деле я не зря решила упомянуть о Херберте. Его связывает с Бразилией одно очень интересное обстоятельство.
В 1989 году на ГП Бразилии на трассе Жакарепагуа (фу, язык сломать можно!) гонщик дебютировал в Формуле 1 за команду Benetton. Дебют получился потрясающим. При старте с 10 места Джон финишировал в гонке 4-м. Ай, ерунда какая, может сказать Херберт и будет прав! На ГП Европы 1999 года он победил, стартовав с 14-го (!).
Конечно, в обоих случаях соперникам откровенно не везло, их преследовали проблемы, которые в большинстве случаев заканчивались сходами.
НО… Дебютировал-то Херберт с больной ногой! И не просто с больной…
В 1988 году в Брэндс-Хэтч, выступая в серии F3000, Джонни попал в аварию, в которой чуть не лишился ноги. Обломки машины, фрагменты кустарника и просто посторонние предметы доставали из ноги в последствии еще в течение нескольких лет. Естественно, что к моменту перехода в Ф1 гонщик еще не восстановился, и механикам команды приходилось буквально носить его на руках.
Впрочем, ту травму припоминают до сих пор, считая ее главной причиной того, что талант Джонни Херберта в Ф1 так и не был реализован.
Самое интересное, что закончилась карьера гонщика также травмой ноги, которую он получил в последней гонке чемпионата 2000 года в Малайзии. Из болида его доставали маршалы.
Херберт: «Моя карьера в Формуле-1 началась с того, что меня внесли в машину, а закончилась тем, что меня из нее вынесли на руках. Я - в порядке, немного болит левая нога от колена до лодыжки, но к счастью ничего серьезного. Когда машина вылетела с трассы я постарался обезопасить ноги и потерял концентрацию. Жаль, что хорошую гонку пришлось прекратить из-за аварии».
Дома и стены помогают?
Бразильцев в Ф1 не кот наплакал. Среди них встречались и ВЕЛИКИЕ гонщики, и гонщики, не добившиеся в Формуле 1 ровным счетом ничего.
Ну вот взять хотя бы таких бразильских гонщиков как Чико Ланди, Джино Бьянко, выступавших в 50-х годах. Я о них ничего не слышала, ничего не знаю. Но слышала про Аскари и Гонзалеса, выступавших в те же годы.
Так вот, наиболее «древним» бразильским гонщиком Ф1, о котором я что-то знаю, является Эмерсон Фиттипальди.
В 1970 и 1971 годах он демонстрировал свои таланты, а уже в 1972 году стал чемпионом.
Не удивительно, что с 1973 года Гран При Бразилии был включен в календарь Ф1. Да, в 1972 году проводилась в Бразилии гонка, но она была незачетной!
Можно сказать, что силами Эмерсона, Формула 1 обосновалась в Бразилии. А точнее, на трассе, которая была построена еще в 1940 (!) году (Интерлагос).
Фиттипальди одержал победу в двух первых Гран При Бразилии (1973 и 1974), а в 1975 году победил уже другой бразилец - Карлос Пасе на Brabham. Эмерсон пришел к финишу вторым, обеспечив «бразильский» дубль.
Далее, в победителях отметились Нельсон Пике, Айртон Сенна и уже потом, в 2006 г., победил Фелипе Масса.
Однако я бы не стала утверждать, что бразильцам благоволит родная трасса. Скорее, наоборот.
Айртон, например, часто не финишировал в гонке по техническим причинам… Он пять раз стартовал с поула, но победить смог лишь дважды.
Чудесным образом «ловил» неудачи на бразильском этапе Рубенс Баррикелло. 11 раз он не финишировал в гонках!!! А всего принимал участие в 17 Гран При. Рубенс даже три раза стартовал с поула. Но имея это преимущество, хоть и спорное, приехать к финишу первым так ни разу и не сумел. Карма у него что ли какая плохая?
Чего не сказать о Фелипе Массе. Три года подряд, имея в распоряжении отличную машину, он был неудержим. Две победы и одна «почти» победа. Ну подыграл он Кими Райкконену. Так нужно было. Молодец! Но об этом позднее.
А вот в 2009 году в связи с болезнью Фелипе в гонках не участвовал. Зато помахивал флагом.
Кто построил это чудо?
А чуда у Бразилии два! Интерлагос и Жаба…ой, Жакарепагуа. Ну не могу я запомнить название трассы!
Вобщем, именно эти две трассы принимали этапы Формулы 1 на протяжении всей истории Гран При Бразилии.
Два слова про Интерлагос…
…или автодром Хосе Карлоса Пасе. Названа так трасса в честь бразильского гонщика, победившего в 1975 году и погибшего в 1977 в авиакатастрофе. При входе на автодром даже стоит памятник в его честь.
Но история трассы началась задолго до этого. Началось строительство Интерлагоса (в переводе с португальского - между озер) в 1938 году, в рамках программы по урбанизации, в естественном котловане, где действительно располагалось два искусственных озера-водохранилища. Сам же «межозерный» район предназначался для снабжения Сан-Паулу электричеством и водой. А раньше это место занимала городская свалка. То есть трасса была расположена в несовсем гламурном местечке, а среди трущоб.
Стоит отметить, что болельщиков такое расположение не смущало! Тем более что обзор всего автодрома получался потрясающим. «Высоко сижу, далеко гляжу»…
Изначально конфигурация трассы предполагала наличие петли, загибающейся внутрь кольца, и множества кочек, что по настоящее время является отличительной особенностью Интерлагоса.
Впоследствии трассу укоротили по причине недостатка у владельцев трассы денежных средств на обеспечение зонами безопасности на ВСЕЙ протяженности трассы. Говорят, в процессе изменения участвовал сам Айртон Сенна. Ну как участвовал… Полагаю, его роль заключалась в консультировании и тестировании обновленного трека.
Также улучшена была инфраструктура, благодаря чему (и конечно успехам Айртона) автодром, который был «не у дел» с 1980 года, в 1990 году вновь начал принимать этапы Формулы 1.
Два слова про Жакарепагуа…
…или Международный автодром имени Нельсона Пике.
Место для строительства этого автодрома, как и в случае с Интерлагосом, выбрали особенное - болото - в связи с чем трасса характеризуется минимальным перепадом высот. Однако это уже трасса не среди трущоб, а вблизи прекрасного Рио-де-Жанейро, откуда родом двухкратный чемпион Формулы 1 Нельсон Пике.
Гран При Бразилии на этой трассе проводились 10 раз: в 1978 и с 1981 по 1989 г.г.
Считается, что Гран При Бразилии перекочевал на эту трассу с возросшей популярностью Нельсона Пике, который, впрочем, в первых гонках, проходивших на этом автодроме так победу и не одержал. Конечно, Пике позднее взял свое, победив перед родными трибунами дважды (в 1983 и 1986 г.г.), но настоящим асом Жакарепагуа можно считать Алена Проста (5 побед).
С восхождением звезды Айртона Сены Гран При Бразилии вернулся на Интерлагос.
А на Жакарепагуа стали проводиться гонки серии MotoGP и КАРТ, для чего был построен овал, названный в честь Эмерсона Фиттипальди.
К началу 90-х годов трасса специалистами считалась уже морально устаревшей и требующей модернизации. Только кому это было нужно?
В 2008 году появилась информация о возможном демонтировании трассы для возведения на ее месте олимпийских объектов. Однако не умолкают и слухи, что в связи с проведением Олимпийских игр, трассу модернизируют. Здесь есть пища для размышлений. В 2014 году в Сочи… Почему бы и не в 2016 году в Рио-де-Жанейро? Тем более, Берни Олимпийскими играми всерьез интересуется. Да и контракт на проведение Гран При на Интерлагосе как раз в 2015 году заканчивается.
Что ни гонка, то шедевр.
На самом деле, если писать про всё интересное, что происходило в бразильских гонках, никаких сил и эмоций не хватит. Поэтому обращу свое внимание лишь на несколько гонок и заранее прошу прощения за упущенное.
Итак,
1983 год (Жакарепагуа).
Еще в 1982 году Нельсон Пике на трассе в Жакарепагуа одержал победу, добравшись до финиша буквально в полуобморочном состоянии. Но гонщик был дисквалифицирован по причине несоответствия машины техническому регламенту (вес был меньше 580 кг.)
В 1983 году он свой шанс уже не упустил. Победа была ценна еще и тем, что торсида с 1975 года не видела в победителях бразильского гонщика! Нельсон ситуацию исправил.
Однако особого внимания заслуживает и хладнокровный финский гонщик Кеке Росберг.
Стартовав с поула, Кеке Росберг приехал к финишу вторым, несмотря на то, что его машина загорелась. В Williams решили использовать опыт Brabham и провести по ходу гонки дозаправку. На первом таком пит-стопе произошло возгорание топлива. Кеке пришлось срочно покинуть кокпит.
Огонь потушили, гонщик вернулся за руль и продолжил гонку, подарив зрителям настоящее шоу. На пути ко второму месту Росберг провел 7 обгонов.
Однако позднее последовала дисквалификация: после пожара в боксах машину завели «с толкача», что запрещено правилами.
Тем обиднее был тот факт, что это вторая подряд дисквалификация финского гонщика на Гран При Бразилии. В 1982 году он был дисквалифицирован по той же причине, что и Нельсон Пике.
Всего же в 1983 году на Гран При Бразилии было дисквалифицировано трое гонщиков. Кроме Росберга, ее был «удостоен» Элио де Анджелис (Lotus) за смену двигателя. А Андреа де Чезарис (Alfa Romeo) и вовсе был исключен из гонки за то, что пропустил квалификационное взвешивание.
2000 год (Интерлагос).
К финишу первыми пришли Михаэль Шумахер (Феррари), Девид Култхард (Макларен), Джанкарло Физикелла (Бенеттон).
Но сам Гран При мог запомниться по разного рода негоночным происшествиям.
Во-первых, не остался без внимания тот факт, что команда Петера Заубера снялась с Гран При. У машин команды по ходу тренировок несколько раз разрушались задние антикрылья, что подвергало гонщиков опасности.
Во-вторых, по ходу квалификации ветер трижды срывал с креплений рекламные щиты над стартовой прямой. Жан Алези (Prost) еле увернулся от такого щита, летевшего ему в голову. Наказание последовало, но какое-то вялое - всего 100 тысяч ненаших. Лично я считаю, что мало. Это ж прямая угроза людям, а они 100 тысяч! Тьфу!
В-третьих, инспекторы провели машины гонщиков, финишировавших в первой шестерке, и у пяти из них выявили значительный износ ограничительной планки под днищем. Но списали все на кочковатый асфальт и оставили сей факт без наказания! Однако не повезло ДиСи. На его Макларен измерили расположение переднего антикрыла. Оно оказалось в 43 мм. от земли, вместо положенных по регламенту 50 мм. Последовала дисквалификация и второе место досталось Физикелло! Счастливчик.
2001 год (Интерлагос).
Ник Хайдфельд: «У меня множество воспоминаний о Гран При Бразилии - в 2001-м я впервые здесь поднялся на подиум, выступая за рулём Sauber в дождевой гонке. В 2002-м на трассу неожиданно выехала медицинская машина - я надеялся, что её дверь не откроется и эти доли секунды показались мне вечностью - я не мог избежать удара, к счастью, из двери никто не вышел.»
Ну что тут сказать… Вперед, Ник!!!
Но в 2001 году главным «героем» стал Хуан-Пабло Монтойя.
Болельщики колумбийца, кои прибыли в соседнюю Бразилию на Гран При, будут долго вспоминать 2001 год. Тогда гонщик Williams отчаянным маневром опередил Михаэля Шумахера и несся как сумасшедший к своей первой победе в Формуле-1… пока не догнал Йоса Ферстаппена на Arrows.
Бедняга Монти!!! Победный дебют был отложен до итальянской гонки.
2003 год (Интерлагос).
Особые надежды на этот Гран При возлагал Рубенс Баррикелло, которого удача на родной трассе неизменно оставляла. На квалификации Рубенс завоевал поул-позицию, в то время как главный соперник Михаэль Шумахер довольствовался 7-й позицией! Кажется, удача была рядом.
Однако в воскресенье по автодрому потекли реки воды!! Ливень стал причиной старта за машиной безопасности. Условия были такими, что гонщики один за другим вылетали с трассы (в основном в солнечном повороте Curva Do Sol).
Среди вылетевших оказались Баттон, Монтойя, Шумахер…
Баррикелло же постигла особая участь! Воспользовавшись ошибкой Култхарда, Рубенс захватил лидерство и оторвался от него всего за два круга на 5 (!) секунд. Но тут на его Феррари закончилось топливо!
В выигрышной ситуации оказалась команда, которая, пошевелив мозгами, избрала на гонку неординарную стратегию.
В Джордан решили рискнуть и на первых кругах, зазвав в боксы своего гонщика Джанкарло Физикеллу, заправили его до конца гонки, подкорректировав и настройки болида.
Джанкарло откатился в конец пелетона и пребывал там 10 с лишним кругов.
Но темп все возрастал и вскоре итальянец оказался уже в шестерке. А под конец гонки начал стремительно догонять лидера - Кими Райкконена.
Развязка гонки получилась необычной.
Сначала разбивает свой Ягуар Марк Веббер… Почти одновременно с этим Физикелла обходит Райкконена. А Фернандо Алонсо на полном ходу налетает на колесо машины Уэббера, в результате чего его Renault после удара о стену разлетелся на кусочки.
Гонка остановлена красными флагами. Стюарды подвели итоги по результатам 53 кругов и признали победителем Кими.
Подиум: Кими, Джанкарло и всё!
Третье место, по праву принадлежавшее Фернандо Алонсо, пустовало. Сам же Фернандо в это время проходил обследование у медиков.
Позднее Стюарды признали ошибку и поменяли Кими с Физикелло местами, то есть по итогам 54 круга.
2006, 2007 и 2008 годы (Интерлагос).
Три года подряд Бразилия дарила нам невероятные Гран При и потрясающие развязки чемпионатов!
Возможно, 2006 год и не был столь интригующим в смысле определения чемпиона, как последующие два года, но это был особенный Гран При!
Во-первых, это первая победа Фелипе Массы на домашнем Гран При. Торсида была счастлива! Бразильский гонщик не побеждал дома с 1993 года, когда на верхнюю ступень пьедестала ступил Айртон Сенна.
Фелипе Масса: «Я вспомнил, как Айртон Сенна подхватил флаг Бразилии, когда выиграл в Монако, и я хотел сделать то же самое. Я думал - этот парень в мою машину залезет! Но флаг мне был очень нужен. Непередаваемые ощущения!»
Во-вторых, Михаэль Шумахер в Бразилии проводил свой последний, как тогда казалось, Гран При. Проводы получились впечатляющими! Отказ топливного насоса в квалификации не позволил Михаэлю завоевать поул. Стартовал он 10-м. Выиграл на старте 3 позиции, догнал Физикеллу на Рено, проколол о его болид шину, съездил на пит-стоп, снова догнал его. Обогнал и приехал к финишу 4-м.
Утешительный приз в честь завершения карьеры.
2007 год запомнился победой Кими в гонке и чемпионате. Для титула Кими нужна была только победа и неудачи основных соперников из Макларен. И все это произошло. На старте первый - Фелипе, второй - Льюис, третий - Кими. Фелипе стартует, резко выезжает перед Льюисом и немного его придерживает, позволив Кими если не вырваться вперед, то занять позицию сразу после Фелипе. Ситуацией воспользовался и Фернандо Алонсо.
Льюис после маневров Феррари и Фернандо ошибается и откатывается на 8 место. Ну а на 8 круге он резко замедляется и занимает 18 позицию. Всё! Судьба чемпионата практически решена.
Комментарий Льюиса: «У меня мелькнула мысль: «Кто-то явно не хочет, чтобы я выиграл чемпионат».
Я даже больше скажу. Льюис, я знаю, кто не хотел, чтоб ты выиграл чемпионат. Это Я!!!
Позднее он признает и свою ошибку: «Мой палец соскользнул с руля, и я случайно нажал кнопку, используемую нами при процедуре старта. Коробка переключилась на нейтральную передачу, система переинициализировалась, и мне пришлось ждать, пока заново загрузится программа управления коробкой передач».
Как рассказывает итальянский журналист Лео Туррини, перед пресс-конференцией можно было увидеть искренне счастье на лицах двух гонщиков: Кими Райкконена, что вполне естественно, и Фернандо Алонсо.
Приведу отрывок записи Лео из его блога:
Не принимая во внимание то, что в это время на бразильские лачуги низвергались громы и молнии, одна вещь бросилась мне в глаза. Кроме по настоящему счастливого Райкконена, который выглядел, как ребенок утром перед рождественской елкой с кучей подарков, самым довольным из всех был… Алонсо!
Кроме шуток. Всего одно очко отделяло Фернандо от титула, и если бы Масса сошел из-за отказа двигателя или по какой-то другой причине, чемпионом стал бы Алонсо. Однако его радость по поводу краха Хэмилтона была явной. Очевидной. Искренней.
В самом деле, испанец взял микрофон и заявил буквально следующее: «Я очень рад за Кими, я был действующим чемпионом, но он достойный преемник, это справедливо, что его имя теперь в списке чемпионов мира Формулы 1, он единственный среди моих соперников, кем я восхищаюсь и очень уважаю, он давно заслуживал этот титул». Не добавляя неприличного жеста в адрес Хэмилтона только потому, чтобы, все же, избежать шумихи и негодования.
В 2008 году Хэмилтон своего уже не упустит. По эмоциям Гран При Бразилии 2008 года не уступает предыдущему. Фелипе мчал к своему титулу! Хэмилтон же был близок, чтоб титул вновь упустить.
Перед началом Гран При, предчувствуя веселую развязку, Берни Экклстоун придумал забаву: размахивать финишным флагом должен был один из папиков (Фелипе или Льюиса) в зависимости от результата гонки. Только вот победил-то Фелипе… и был даже несколько секунд чемпионом, пока Льюис тащился к финишу на 6 позиции.
Такой финишный результат позволил бы Массе стать чемпионом. Но в игру вмешался ливень. Все гонщики на последних кругах переобулись, а гонщики Тойоты остались на «сухих» шинах. Дождь усиливался и Тимо Глок, ехавший на 4 месте, сначала вынужден был пропустить Себастьяна Феттеля, а в последнем повороте и Льюиса Хэмилтона. 5-го места для Хэма было достаточно.
Позднее Фелипе позаботился о Тимо и сотрудниках Тойоты, передав через младшего брата сотрудникам японской команды совет на всякий случай сменить бело-красную униформу на какую-нибудь другую одежду, прежде чем покидать хорошо охраняемую территорию автодрома.
Кстати…
Для общего развития.
Чего это все так беспокоятся по поводу безбашенных бразильских болельщиков, именуемых торсидой? Нет, я знаю, что в Бразилии беда с преступностью. Но не до такой же степени, чтоб проявлять агрессию в отношении спортсменов…
Сам термин «торсида» образован от глагола «torcer», который означает «вывихнуть, портить, крутить, развращать, сгибать, запутывать, заставлять кого-либо менять направление или курс, отказываться от задуманного, подчинять»... И на одном из последних мест в этом перечне значится: «спорт.: болеть».
Так вот, в настоящее время первые значения глагола вполне подходят бразильским (да и не только бразильским) болельщикам.
Нашла заметку от марта этого года. В Бразилии после матча команд «Канаденсе» и «Вила Нова» вспыхнули беспорядки. Как сообщает «Газета.ру», болельщики клуба, играющего на своём поле, проникли в подтрибунные помещения стадиона и бросили самодельную бомбу в раздевалку команды гостей. Как рассказал комиссар местной полиции Сенадоро Канедо, в результате происшествия пострадали два человека - футболист и член городского совета.
А тут еще Фернандо Алонсо решили напугать торсидой! Сам же Фернандо решил сыграть на опережение и напугать торсиду раньше, чем она за него примется!!!
Но что не говори, а мы - болельщики Формулы 1 - все ж покультурнее будем! Зачем бомбочками бросаться? Просто оплюем, если что))))