Некоторое время назад я писал, что Майдан это мощный социальный тренд. И строить какую-то стратегию, или даже тактические действия, игнорируя этот факт, было бы большой ошибкой. Которую, в сожалению, допускает сейчас власть, и в которую временами начинают скатываться переговорщики от оппозиции.
Однако, иллюзии существуют не только относительно природы Майдана. Многие внутри Майдана питают серьезные и беспочвенные иллюзии относительно быстрых перемен настроения на Юге и Востоке Украины.
Частенько можно услышать голословные призывы «к Востоку», или даже увидеть попытки разработки программ действий, направленных на вовлечение «провластных» областей в протестное движение.
В этих призывах, и в этой установке я вижу две большие ошибки. Во-первых, Украина сейчас разделена более социально, нежели географически, и соотношение тех, кто находится в рамках тренда Майдана и тех, кто пока остался в стороне не так разительно отличается по оси Восток- Запада или Север - Юг.
Просто в Киеве и ряде западных областей протесты стали публичными после накопления критической массы, которая еще не накопилась на Востоке. Однако «насыщение раствора» происходит, и кристаллизация неизбежна.
Во-вторых, надо понимать, что распространению тренда Майдана в среде консерваторов мешает сильнейший барьер в виде парадигмы патернализма.
Напомню, что ценностями, образующими тренд «Майдан» являются в первую очередь права человека и гражданина, которые выливаются в протест против:
Злоупотребления властью,
Нарушения прав человека,
Отказа власти от системы правосудия,
Механизма обворовывания людей государством.
Все упомянутые ценности ничтожны, и не имеют никакого значения в парадигме патернализма или «поротого общества».
Напомню, что традиционно именно телесные наказания были мерилом развитости гражданских институтов. В обществе, где уважается личность и права человека порка (физическое наказание) - это невероятный позор, по сути, гражданская казнь.
В патерналистском обществе порка - один из обязательных элементов отношений вышестоящего с нижестоящим, принимаемый последним, как должное.
Чтобы мы понимали, что патерналистская парадигма не является чем-то безумно далеким, приведу несколько бытовых примеров.
Множество детей в нашей стране растут со «строгими» родителями, которые не считают зазорным бить и наказывать своих чад по собственному усмотрению. При этом, многие дети искренне любят «строгих» родителей, признавая за ними неоспоримое право на наказание.
Во многих семьях, мужья, будучи крепче физически, поколачивают жен. И это тоже не вызывает шока или осуждения. Более того, реакция других женщин может быть одобрительна «сама виновата, нечего такую юбку надевать, нечего краситься, нечего книжки читать». Такие семьи не распадаются, более того, женщины в парадигме патернализма, полагают, что в этом есть счастье, поскольку бьющий (и часто пьющий) муж стабильно приносит зарплату, а значит имеет право устанавливать свою меру справедливости.
Мужчина же, выросший в патерналистской парадигме, безмерно почитает начальника. Если начальник поставил невыполнимый план, ты с ним не справился, и начальник звереет - надо молча снести все.
Если твой коллега возмутился, или предложил изменить планы, порядок работы и так далее, и ему досталось от начальника - очевидно, что он сам виноват. Нечего выпендриваться и строить из себя умного.
Еще ярче это проявляется в военных и военизированных структурах, где приказ формализует патернализм. Младший по званию не просто подчиняется старшему, но и верит в его непогрешимость.
При этом, как мы уже заметили выше, приходя в семью, этот подчиненный или младший, сам становится начальником, и сам вершит справедливость.
Парадигма патернализма базируется на нескольких китах. Человек, не слишком задумывающийся о свободе воле, и стремящийся в нехитрому комфорту, находит важнейший для себя плюс. Это стабильность и отсутствие в жизни открытых вопросов.
Ребенка хоть и бьют, но четко рассказывают, что ему надо делать. Жена, хоть и получает на орехи, но четко понимает, что деньги лягут в тумбочку, а борщ должен быть приготовлен. Подчиненный уверен в том, что, несмотря на все происходящее вокруг он получит зарплату, а начальник четко расскажет, что ему делать сегодня, завтра и послезавтра.
Все действия регламентированы, все вопросы алгоритмизированы «патроном» или «сюзереном». Жизнь прекрасна, стабильна и упорядочена.
Далее, патрон сакрализириуется. Поскольку, он дарит счастье, давая ответы на все вопросы и обеспечивая существование «вассала», он, в глазах последнего, получает безусловное право устанавливать моральные, этические, социальные и иные нормы, а также выступать судьей. Начальник или «патер» всегда прав. Ослушаться его - грех.
Если патер считает, что подчиненный заслужил порку - ее следует принять смиренно, и не оспаривать, поскольку патер и есть закон, и жаловаться на него - безумие.
Теперь посмотрите на происходящее на Майдане глазами человека, живущего в рамках патернализма. Подчиненные смеют выступать против своего патера. Но, слава богу, мир не обрушился, и патер, с помощью беркута, ставит «слишком умных» на место. А те, кто попал в тюрьму, конечно, сами виноваты. Поскольку патер всегда справедлив, во всех своих решениях.
Опасной иллюзией будет считать, что «правда о Майдане» раскроет глаза людям, живущим в патерналистской парадигме. Они прекрасно знают, что происходит. И четко интерпретируют происходящее. К сожалению, совсем не так, как этого бы хотелось тем, кто захвачен трендом Майдана.
А теперь еще раз вспомните о главных ценностях Майдана. Все они вращаются вокруг уникальности и значимости личности, а также существовании некоего универсального закона. Это прямо противоречит патерналистской парадигме. И пока уверенность в ее верности не снизиться, этот барьер будет непреодолим.
Надеяться, что изменения сознания произойдут быстро, и случится это под воздействием пропаганды или распространения знания не просто наивно - это откровенно глупо. Вспомните, классического шварцевского дракона и жителей города. Ланцелот может убить дракона, но не сможет снискать любви патерналистов.
В нынешнем состоянии патерналисты куда легче примут нового дракона, или сильного сюзерена, чем вовлекутся в тренд Майдана. С этой точки зрения, патерналистам гораздо легче будет принять в качестве президента мужественного боксера Кличко, особенно, если он эффектно сразит джебом президента нынешнего.
Разумеется, рано или поздно тренд Майдана захватит и консерваторов-патерналистов. Однако, это тоже будет происходить не революционным, а эволюционным путем. Ну а игнорировать сейчас массовость патерналистской парадигмы в Украине это так же глупо, как игнорировать глубинные подоплеки Майдана.
Общество действительно пока расколото, однако, ось раскола лежит не там, где ее модно нынче искать. И преодоление раскола - это не дело нескольких месяцев. Речь идет о годах. Культурного и идеологического блицкрига не будет. И из этой реальности надо исходить.
Надо запастись терпением, и радоваться тому, что айсберг патернализма постепенно тает, подпитывая ручейками консерваторов море Майдана.