Иногда в литературе можно встретить выражение о том, что "агора сделала полисы". Красивая фраза, имеющая вполне серьезное наполнение.
Размышляя об агоре, мы можем вспомнить о греческом климате, и понять, что редкие осадки едва ли не более всего поспособствовали развитию демократического строя, а, значит, и всей античной цивилизации.
Правда, возможность собираться на агоре когда угодно и решать там насущные проблемы, ничуть не мешало процветанию самых разнообразных тираний. Писистрат вон имел в виду все собрания.
Тем не менее, сам факт общественных сходок на свежем воздухе говорит о многом.
В дождливой Северной Италии (да что там дождливой, местами очень даже снежной, и вообще холодной) собираться на открытых площадях было не очень уютно. А поболтать хотелось (ну и вообще общественной жизнью пожить всласть).
И горожане находят выход. Все дома центральной части получают пристройки-галереи, а улицы становятся крытыми.
Теперь по ним можно не только ходить, не опасаясь промокнуть и заболеть. Тут можно организоваться в группы по интересам, посидеть на открытом воздухе, смотря как в трех метрах бушует стихия. Попивать лучший в мире кофе, или неповторимый горячий шоколад. Вывешивать картины, или выставлять на продажу другие предметы своего ремесла. В общем, социализироваться с комфортом.
Не зря и ныне Болонья, Турин, другие города севера покрыты настоящей сетью галерей, по которым так приятно бродить осенью или весной, когда дождь проникает везде, но только не в закрытом пространстве.
Венцом галерейной жизни итальянских городов стали появившиеся в девятнадцатом веке центральные торговые галереи. Огромные пространства, в самом центре городов, накрытые красивыми куполами. Именно в них до сих пор кипит туристическая, да и просто торговая жизнь исторических центров (правда, есть и заброшенные, как в Неаполе, но это особый случай).
Самая известная в своем роде - миланская галерея Виктора-Эммануила. Одной стороной она упирается в пьяца Дуомо, а другой в пьяцца делла Скала. Пройти мимо не может никто. В галереи собраны бутики первой линии, рестораны, магазины с сувенирами, книжные лавки, и вообще куча всего интересного.
Но самое главное, благодаря тому, что здания галереи преимущественно окрашены в теплые тона, с яркими барельефами, мозаиками и росписями, стоит войти в нее, как тебе кажется, что произошло чудо.
Секунду назад ты был во власти промозглой и дождливой стихии, а теперь пребываешь в каком-то чудесном, чуть ли не райском уголке.
Кажется, что это чудо изведано каждым, ведь каждый день мы чувствуем это, приходя домой, и смотря за окно.
Но подобное общественное чудо - это прерогатива итальянских городов. И не зря галерея притягивают всех,гуляющих по центру Милана, как магнит.
С фотками сегодня в жж проблемы (как и со многих другим), поэтому довыложу потом, если получится.
![](http://ic.pics.livejournal.com/fi_la/17137750/99732/99732_300.jpg)
Эффект уюта создают и вечно подсвеченные витрины. Ну а гигантский купол просто теряется где-то наверху, заставляя думать, что ты под открытым небом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/fi_la/17137750/99852/99852_300.jpg)
И там в конце улицы нам улыбается Леонардо, который, несомненно, одобрил бы данный проект.