В детстве в моей голове почему-то прочно засел образ Тауэра. Знаменитое сооружение почему-то представлялось мне стоящим на острове посреди Темзы (очевидно, дань тому, что крепость должна быть неприступна), окруженным высокими стенами с башнями, которые были похожи на шахматные ладьи. Правда, башни в моей фантазии располагались не по углам квадрата, а неким случайным образом, очевидно, по принципу "где опаснее".
Сам остров в моей фантазии был схож с кораблем, застрявшим посреди реки, и попав в Рим, я был поражен, увидев очертания Тауэра моего детства в Исле Тиверия.
Разумеется, над стенами были установлены шесты, на которых, подобно пугалам колебались тела невинно убиенных предателей. Отдельные шесты были просто увенчаны отрубленными головами, что вносило некое разнообразие в композицию.
Над островом непрерырвно кружили стаи ворон (которых в детстве было немало, и которых я легко переселял в неведомую крепость). Эти вороны (не вороны, почему-то), конечно же питались развешанными трупаками и головами.
Не знаю почему, но я совершенно не ассоциировал Тауэр с королевскими покоями, исключительно с тюрьмой и местом совершения казней.
Впрочем, довольно о моих детских фантазиях, ведь представить себе нечто более отдаленное от действительности сейчас трудно.
Попадая в Тауэр, ты в первую очередь поражаешься его размерам. Первые башни строились в двенадцатом веке, а основные строения и того позднее - в четырнадцатом-пятнадцатом.
ЭТо время, когда в континентальной Европе вовсю возводятся гигантские соборы и укрепленные замки. Что же мы видим тут?
Скромнейшие по размерам башни и укрепления, и совсем небольшой "дворец", если это так можно назвать.
Представьте, что к этому времени уже существует, например, папский дворец в Авиньоне, который выглядит вот так
Контраст впечатляет, правда. На фоне миниатюрных размеров Тауэра забавно вспоминать о штурме замка Фрон де Бефа, показанного в "Балладе о доблестном рыцаре Айвенго". По всему выходит, что Ричард Первый штурмовал замок, который раз в пять превосходил главную британскую твердыню того времени.
Надо сказать, что дворец еще ого-го, в сравнении со скромными обиталищами иных монархов, селившихся прямо на крепостной стене. Все их покои размещались вот в такого размера башенках:
Кстати, обратите вниманние на примитивность кладки. Тесаный камень положен только в углах и арках, остальное пространство заполнено необработанным камнем, к тому же еще и мелким.
Вообще непонятно, как эти примитивные англичане умудрялись гонять куда более продвинутых в науке ,ремеслах и архитектуре французов в столетнюю войну.
Зато Генрих Третий вводит в обиход не хухры-мухры, а Х-стул, на котором торжественно и восседает, как рыбак какой-то (не папа римский, а простой рыбак). И все для экономиии места.
В общем, жили британские монархи в тесноты, а частенько, как мы знаем, и в обиде. Ибо доля обитателей Тауэра частенько бывала незавидной, и хаживали "лучшие люди" через вот эти вот "Ворота предателей", как положено в кандалах и прочих отвратительных атрибутах предательского состояния.
Ну и напоследок один интересный штрих. Визитной карточкой Лондона давным-давно стал Тауэрский мост, который даже хотел выкупить предприимчивый американец. И обычно мост показывают гостям города, на фотографиях и видео, как некий соверешнно отдельный объект.
На самом же деле, как мне кажется, создатели моста все-таки пытались вписать его в архитектурный ландшафт Тауэра (иначе можно было бы снести мост на полкилометра к любую сторону), и правильнее будет смотреть на него примерно так:
Видите, насколько гармонично он вписывается в архитектурный контекст. Не зря это все-таки именно Тауэрский мост. Кстати, на переднем плане можно увидеть совсем молодого ворона, которому только подрезали крылья, и который все пытался улететь.