May 14, 2011 17:00
Хотя футбол, как верно подметил Линекер, игра относительно простая, столетняя эволюция игры потрясает воображение.
Естественно, в основном это касается тактики. Наверное, сейчас, выходя в субботу побегать в свое удовольствие, мы играем тактически куда более строго, чем профессиональные команды начала двадцатого века.
Футбол стремительно прогрессирует, пусть и не всегда это заметно в коротком периоде времени.
При этом, мне даже страшно подумать о том, что мой папа начинал болеть, когда на футбольных аренах господствовала система дубль-ве, и последовательно видел трансформацию игры из ходульных схем с заученными маневрами крайних и центральных игроков, в тотальный футбол голландского образца.
Да что папа, даже я ловлю себя на том, что футбол моего детства - это игра с либеро. Последний защитник катит мяч вратарю, тот берет его в руки, долго ходит по штрафной, опять отдает последнему защитнику, получает мяч обратно - так заканчивалась львиная доля матчей чемпионата союза, в котором выигрывала одна из команд.
Офсайды были событием из ряда вон выходящим. Для того, чтобы угодить в офсайд нападающему надо было очень долго втыкать. Я со всеми пережил культурный шок, когда увидел «искусственное положение вне игры» (так говорили комментаторы) в исполнении бельгийцев (еще задолго до приснопамятного матча ЧМ-86).
А как мучительно наши переходили на игру в линию. Сейчас мало кто может себе представить, что может быть иначе, а ведь эта революция произошла на наших глазах.
Ладно, что-то затянул я вступление. Переходим к современности. Как мне кажется, нынешний сезон закрепляет изменения, которые происходят сейчас с организацией игры в полузащите.
После первого полуфинального матча Реала с Барсой, я написал, что Моуриньо стоит попробовать поиграть с предельно насыщенной передней линией, отказавшись от оборонительной тактики, и упования на подвиги одиночек впереди.
Меня обсмеяли, в Моуриньо вышел на второй матч со схемой 4 - 2 - 4, отрядив в атаку Кака, ди Марию, Криштиано и Игуаина.
И что показал второй матч? Что перекроенный Реал без «лучшего по итогам предыдущих противостояний» (по словам прессы) опорника Пепе, сыграл с Барсой на ее поле лучше, чем играл на своем.
Более того, если бы судья не свистнул «фол на усмотрение» Кристи на Маскерано, и защитал гол Игуаина, «Реал» мог бы рассчитывать на впечатляющий камбек. А ведь расслабленностью со стороны Барсы и не пахло.
И если в предыдущих матчах было видно, что мадридисты играют на грани возможного, то в последней игре, они смотрелись командой с потенциалом.
О чем это говорит? В первую очередь о том, что великий тактик Моуриньо, кажется, ошибся с выбором базовой модели на игры с Барсой. И ошибся, что называется, не ситуационно, а исторически.
На мой взгляд, разница между двумя Реалами и отражает те перемены, которые происходят сейчас в организации игры в полузащите. Интересно, что застрельщиком перемен выступила как раз гвардьоловская Барса, и, как мне кажется, как раз матчи двух лучших на сегодня команд мира, очертили зону перелома более чем отчетливо.
В восьмидесятых-девяностых годах при игре в полузащите выкристаллизовалась определенная «формула успеха», которая работала на разных уровнях. Мне даже тяжело сказать, в каком футболе она укоренилась первая, но склоняюсь к тому, что это все-таки была итальянская модель (может потому, что за итальянским футболом я следил внимательней, чем за остальными).
Суть магической формулы состояла в том, что центральную ось полузащиты составляли мега-опорник, выжигающий все вокруг, гасящий большую часть атак соперника, и развязывающий руки фантазисте.
Фантазиста созидал, опорник контролировал переход соперника в атаку, а фланги пассивно ждали мяча для забегов или визави с мячом для оказания сопротивления.
Если мы посмотрим на примеры лучших команд, то увидим, что в гениальном Милане и великой сборной Голландии опорник Райкард давал возможность изобретать фантазисте Гуллиту, в эталонном Ювентусе, питбуль Давидс давал карт-бланш Зидану, в летучем Арсенале, Вийера выжигал центр поля, а Бергкамп творил, в Динамо и сборной СССР, атаки соперника гасил Кузнецов, а кружева плели Заваров либо Михайличенко, в Ливере недавних времен Каррагер давал играть Стиви Джи, в позднейшем Милане цепной пес Гаттузо обеспечивал комфортные условия Бобану или Леонардо.
Да что там говорить, если Карлето Маццоне, заполучив в постоянно стоящую на вылет несчастную Брешию престарелого монстра опорной зоны Гвардьолу и седоватого уже фантазисту Баджо, на них двоих не только выдавал каждый матч спектакли, но и чуть не выполз в еврозону.
В такой схеме построения полузащиты, атакующая группа, при потере мяча, лишь обозначала борьбу, и оттягивалась назад только при затяжной атаке соперника. Первый собственно оборонительный редут, в лице мегаопорника, размещался уже на своей половине.
В такой модели, команда играла сама и давала играть сопернику. Глубоко садясь на свою половину при обороне, команды включали прессинг на ограниченном участке, позволяя сопернику спокойно перепасовываться в тылах, и перегруппировывать силы.
Такая манера подразумевала не очень высокую интенсивность игры на протяжении большей части матча, что позволяло фантазисте и группе атаки сохранять свежесть до конца матча, решая эпизоды за счет высокого индивидуального мастерства, в полной мере проявляемого на фоне хорошей физической готовности.
Опорники же не только были (и есть) двужильными, но и отличаются хорошим чтением игры, пресекая большую часть остро развивающихся атак, за счет сбивания темпа или отбора мяча.
В общем, долгое время альтернатив подобному построению игру не наблюдалось. И команды пытались найти опорника поматерее и фантазисту пофантазистее.
Надо сказать, что еще Лобановский понимал, что есть более эффективные способы организации полузащиты, и пытался включать высокий прессинг, который он предпочитал называть «коллективный отбор мяча».
Но физическая готовность наших спортсменов не позволяла применять подобную игру постоянной. Отсюда и появилось понятие «игровой аритмии». При базовой модели опорник - фантазиста, в отдельные моменты игры, подопечные Лобановского, по команде тренера, включали ту компактную игру без мяча, которая сейчас становится фирменным знаком барселоны и всего современного футбола.
Собственно, единственный матч, где у команды Лобановского получилось сыграть современно с соперником топ-уровня, до сих пор считается одной из вершин советского футбола - это полуфинал ЧЕ-88.
При этом, в золотую эпоху Лобановского была команда, которая, на мой взгляд, стала прообразом современной барсы и современного стиля организации полузащиты. И команда эта, с блеском победила лучшую дружину Лобановского в очном противостоянии.
Речь идет о Порто, образца 87 года. Тягучая игра в три оборонительных эшелона, когда практически в любой момент времени почти все полевые игроки оказываются за линией мяча, если им владеет соперник. Причем не просто оказываются, а ведут борьбу, оказывая непрекращающееся давление.
И тут мы снова возвращаемся в современность. Чем сильна современная Барселона? Конечно, высочайшим индивидуальным уровнем исполнителей. Но у того же Реала подбор игроков не хуже, а чемпионат Барса выиграла с большим отрывом. Значит, дело не только в мастерстве. Дело, на мой взгляд, в организации полузащиты. Каталонские хоббиты максимально мобильны. Из матча в матч наиболее расстояние пробегают либо Шави либо Иньеста. И бегают столько они потому, что при потере мяча, Барса создает феноменальную плотность на чужой половине, накрывая все варианты развития атаки соперника.
Именно стиль игры без мяча объясняет высочайший процент владения, который Барса показывает в каждой игре. По сути, держа мяч, Барса отдыхает, а вот потеряв его, выкладывается по полной, перекрывая все зоны.
Максимальная мобильность и компактность игроков группы атаки на чужой половине поля - вот верная черта прославленного барселонского стиля, стиля нового мирового футбол. Теперь лучшая полузащита должна играть подобным образом.
Шави, Иньеста, Педро, Кейта, Аффелай, Вилья и даже Месси - это сейчас первый и главный оборонительный редут Барсы. И для команды на самом деле не так важно, кто именно будет опорником - сильный Маскерано или посредственный Бускетс. Опорник - это один из разрушителей, а вовсе не ключевой игрок обороны.
И, как мне кажется, именно на перестройку полузащиты Барсы подобным образом, была направлена в последние годы работа Гвардьола. Работа, плоды которой видны и в сборной Испании.
При этом, нельзя считать, что Гвардьола в этом плане уникум. Вспомним, как еще два года и год назад играл Интер Моуриньо. Тот Интер из матча в матч проделывал один и тот же фокус. Он методично душил середняков и аутсайдеров серии А высоким прессингом в исполнении Камбьяссо, Снайдера, Пандева. Моуриньо подбирал в группу атаки игроков, умеющих создавать плотность и давление при потере, и заставлял игроков выполнять свои установки.
Сумасшедшее давление, создаваемое Интером на чужой половине, шокировало команды не топового уровня, что позволяло Моуриньо сделать из команды машину по набиранию очков. Такой же машиной для Испании сегодня является Барса.
Нынешний Реал не нуждается в том, чтобы душить соперников в большинстве матчей. Победы приходят и сами, но и сбои случаются чаще, чем у Барсы. Поэтому в этом году Реал второй.
Но именно многочисленные классико стали оселком, на котором прошли испытание старая и новая схема. Почему-то Моуриньо решил, что его команда не готова играть с Барсой агрессивной полузащитой. Им была выбрана классическая тактика, с двумя опорниками (вместо одного) и полуфантазистой.
Эта тактика казалась оправданной, поскольку некоторое время приносила подобие результата. Но результат достигался максимальным напряжением сил, и в решающий момент сил не хватило. Зато переход к агрессивной полузащите (а он дался Реалу удивительно легко) сразу принес свои плоды, показывая все преимущества новой полузащитной тактики.
И кто знает, если бы был полностью готов Кака, если бы судья не отменил гол, как бы повернулась игра. Так безнадежно как раньше Реал не выглядел в любом случае.
Я практически уверен, что в следующем сезоне Реал будет играть в футбол последнего образца, с агрессивной и компактной атакующей группой (тем более, что об этом говорят и теоретические лекции Моуриньо).
А посмотрев на лучшие образцы - Барселона, Реал, МЮ, Порто, тренеры основной массы команд тоже будут требовать от своих воспитанников игры по новым образцам, пусть даже и не на столь высоком уровне.
Дальше все опять будет решать класс исполнителей, но на первых порах, команды освоившие и практикующие данную тактическую «новинку» получат несомненное преимущество над «одноклассниками».
Реал,
тактика,
Лобановский,
Лига Чемпионов,
Кубок Чемпионов,
Динамо,
Барселона,
футбол,
футбольная аналитика,
Милан,
Ювентус