Человеческая культура - продукт мышления (часть 18)

Jun 17, 2010 11:53



Любопытно, что сам Шпенглер, столь пренебрежительно отнесшийся к будущему науки, создал самое что ни на есть научное произведение, которым без сомненья надо считать «Закат Европы». Ведь в нем Шпенглер только тем и занимается, что пытается вытащить культурологию из трясины философии, придав ей характер современной науки. В своем труде ученый неоднократно подчеркивает, что наблюдатель - человек, существо несовершенное, и если мы хотим составить сколько-нибудь точное суждение о столь сложном предмете, как человеческая культура, нам надо по возможности максимально учесть всю слабость нашего ума, который не может устоять, находясь под давлением сложившихся картин. Вот пример истинно научного подхода.

Естественно, что реальное существование суперкартины во второй, или третьей стадии развития, несколько разочаровывает мрачных прогнозистов, предвидящих уже скорый закат Европы. Последнее природное явление, очевидно, будет отсрочено, по меньшей мере до тех пор, пока суперкартина науки не перейдет в свою завершающую стадию.

Однако и это, исходя из предыдущего опыта не будет означать гибели культуры. Вполне естественно предположить, что и наука передаст далее эстафетную палочку «жизни» новой суперкартине, как бывало уже не раз в рамках каждой из культур. И тогда постепенное угасание науки, связанное с ее наивысшим взлетом, будет сопровождаться бурным ростом некой новой, еще неизвестной нам суперкартины, которая займет умы западной цивилизации так же, как занимали ее умы ранее религия, философия, наука.


Гибели культуры в очередной раз что-то помешает, как каждый раз что-то мешает гибели всего многообразия форм органической жизни на земле. Ведь мы прекрасно знаем, что многие формы жизни, даже объединенные в своеобразные суперсистемы, исчезали с лица Земли. При этом, оставшиеся, хотя и были безусловными преемниками ушедших, уже не были связаны с ними системной общностью. Они были представителями новой жизни, и их система уже милостиво включала в себя остатки могущественных предков, как те в свое время «терпели» в своем гармоничном и завершенном мире предвестников будущего. Ведь терпят же сегодняшние буйволы и антилопы, невесть откуда затесавшихся черепах и крокодилов, как терпели некогда те непонятных зайцев, мышей и муравьедов, не зная впрочем, что топчут одну землю с будущими хозяевами жизни.

Искать преемственность в мире живой природы дело достаточно трудное, и устанавливается она только через цепочки, протяженные во времени. Также трудно искать преемственность и в рамках культуры, ибо каждая последующая суперкартина оказывается лишь исторически связанной со своими предшественницами.

И тут уж счет культурам каждый может вести так, как ему понравиться. Кто-то захочет отсчитывать с момента начала превалирования одной суперкартины над другой, а кто-то, как Шпенглер, будет дожидаться завершения некоего, по его мнению, замкнутого, цикла.

На самом же деле, точного счета тут просто не может существовать, и всякое разделение будет условным. Ведь недаром сам Шпенглер говорит о сроке существования явлений культуры, ограниченном тем временем, пока будут существовать люди, способные адекватно его интерпретировать, и недаром мы легко можем заметить скоротечность культурного континуума, который кардинальным образом изменяется на памяти нескольких поколений. А это все означает лишь одно - то, что человек, находящийся в рамках культуры, никоим образом не может судить о ее протяженности и преемственности, в то время как постороннему наблюдателю это будет невозможно сделать из-за недоступности ключевых элементов, необходимых для составления подобных суждений.

В результате, мы можем ограничиваться лишь тем, что сделали сейчас «вместе» со Шпенглером - следить за судьбой отдельных суперкартин в рамках той или иной культуры, определяя их принадлежность к данной культуре, исходя из особенностей, обусловленных влиянием иных более ранних, или одновременных суперкартин. Подобная «слежка» позволяет нам установить стадию развития той или иной суперкартины, а по совокупности этих сведений делать выводы о стадии развития культуры в целом, выводы, которые позволят очень приблизительно предсказывать будущее культуры (в большинстве случаев, правда, гипотетическое будущее, ибо речь идет о культурах, прекративших свое существование ранее, в связи с физическим воздействием на ее носителей).

Тем более, вряд ли этот метод может быть обращен в будущее, поскольку, во-первых, появление науки привело к тому, что вся западная культура вступила на новый, еще не пройденный другими культурами путь, а, во-вторых, сегодня мы становимся свидетелями глобализации культуры, ее пространственного расширения. Похоже, приходит время, когда существование отдельных автономных культур станет невозможным, и суперкартины новой западной культуры начнут довлеть над мышлением людей всего мира.

Аналогов этим процессам еще не было в истории культуры, а потому любые попытки заглянуть в будущее будут выглядеть необоснованными спекуляциями, искаженными к тому же принадлежностью авторов высказываний к указанной культуре.

суперкартина, наука, культура, мозг, книга, Шпенглер, мышление

Previous post Next post
Up