Ж. П. Марат. "Цепи рабства " (отрывки)

Jul 12, 2020 22:26

"В хорошо устроенном государстве публичная власть должна быть разделена среди большого количества должностных лиц, которые, будучи зависимы от народа, были бы независимы друг от друга. Должностные лица эти взаимно уравновешивают, умеряют и сдерживают друг друга."
"Ныне наши монархи гнушаются председательствовать на народных собраниях; по их мнению, им подобает выступать лишь во главе своего собственного совета. Что случилось бы, если бы суверенное собрание отказало им даже в праве присутствовать на этих собраниях в качестве простых сынов государства, как это и должно было быть при хорошем государственном устройстве? "
"С тех пор как народ утратил высшую власть, он уже никак не приобщался к управлению государством, не принимал более участия в делах; безразличный отныне к общественному благу, он уже не занимался ничем, кроме своих частных интересов, и вскоре за недостатком пищи любовь к отечеству угасла во всех сердцах.
Утратив возможность осуществления своих прав, народ понемногу утратил и самые сведения о них: тогда он перестал и оборонять их от покушений со стороны правительства, в добычу которого он сам превратился."
"Спекуляции всякого рода неизбежно приводят к образованию привилегированных компаний в некоторых отраслях монопольной торговли - компаний, всегда создаваемых в ущерб торговле индивидуальной, мануфактурам, ремеслам и работникам уже благодаря тому, что они устраняют всякую конкуренцию. Так богатства, которые могли бы течь по тысячам различных каналов, оплодотворяя государство, сосредоточиваются в руках нескольких объединений, пожирающих самое сердце народа и жиреющих на его поте.
Вместе с привилегированными компаниями рождаются всякого рода монополии, скупка изделий ремесла и продуктов природы, особенно предметов первой необходимости, скупка, ставящая под угрозу самое существование народа и отдающая его на милость министров, обычно являющихся главарями скупщиков. По образцу системы монополий постепенно строится и управление финансами. Государственные доходы закрепляются за откупщиками, которые затем становятся во главе привилегированных компаний и обращают в свою пользу источники общественного богатства. Вскоре народ становится добычей сборщиков податей, финансистов, ростовщиков, взяточников - ненасытных вампиров, живущих только грабежом, вымогательством, разбоем, разоряющих народ, чтобы завладеть его имуществом.... Что касается политических связей этой орды спекулянтов, то в каждой стране компании негоциантов, финансистов и биржевых игроков, прожектеров, вымогателей, вампиров и пиявок общества, будучи всецело связаны с правительством, становятся его самыми ревностными приспешниками.
У народов коммерческих, где капиталисты и рантье почти всегда идут рука об руку с откупщиками, финансистами и биржевиками, большие города знают лишь два класса граждан, из коих один прозябает в нищете, а второй полон излишеств; один обладает всеми средствами угнетения, а другой не имеет никаких средств защиты... торговля превращает граждан имущих и неимущих в орудие угнетения или порабощения."
"Но вскоре государь .начинает прилагать усилия к установлению различных сословий граждан, дабы возвысить одних над другими.
Если же он застает эти сословия сложившимися в государстве, он стремится разделить их на различные классы, которые отмечает своими привилегиями. За одним классом он закрепляет места в правительстве, за другим - чиновные должности; за этим - военные посты, за другим - церковные бенефиции, оставляя в удел самым низшим классам торговлю, искусства и ремесла.
Повсюду великие презирают малых, а малые ненавидят великих, или, лучше сказать, граждане, принадлежащие к одному классу, всегда презирают или ненавидят принадлежащих к другому классу. Таковы низкие страсти, пускаемые в ход государями для разжигания раздоров между гражданами государства... Не довольствуясь разделением нации на различные классы с неодинаковыми интересами, государи стараются еще посеять зависть внутри каждого из них с помощью пенсий, чинов и особых милостей, даруемых ими отдельным лицам."
"Народ никогда не предвидит бедствий, которые ему готовят. Можно отлично превратить его права в мнимые, можно подорвать самые основы свободы, он не замечает своего несчастья, пока его не почувствует, пока в его ушах не прозвучат имена осужденных, пока он не увидит, как течет потоками кровь граждан. Тогда, придавленный тяжелым ярмом, он, исполненный ужаса, смотрит в глаза своей судьбе... Все погибло, когда народ становится безучастным и перестает участвовать в делах, не беспокоясь о сохранении своих прав... "

(Ж. П. Марат. 1774 год).
Previous post Next post
Up