не против переднего привода

Jun 26, 2011 18:28

Странное дело - вся эта моя жизнедеятельность. Точно как на велосипеде - переключение скоростей и бешеное верчение педалей дает вовсе не прирост в километраже, а просто позволяет не умереть при подъеме в горку. Это я к тому, что написание постов в нежно любимый жж стало малодоступным роскошеством, по уши сижу в ретуши+детских ротавирусах+вагоне работы на работе. Но читаю всё-всё-всё, про всех всё вижу.
Ну вот, у меня вечно зачин чуть не длиннее поста получается! Возьму сейчас и с бухтыбарахты перейду к теории контроля и терапии реальностью. Чтобы потом, в следующий раз запостить-таки про потребности-не-по-маслоу. И обещаю больше ничего не обещать, хоть это и ужасно приятно - обещать:)


Вильям наш Глассер, автор этой самой терапии реальностью (уже за одно название метода его хочется крепко обнять))) предложил для работы и для жизни несколько весьма удобных конструктов, один из них, представление о полном (совокупном) поведении человека как раз и проиллюстрирован выше. Видите, колеса передние - это действия и мысли, колеса задние - чувства и физиологические реакции. Эта машинка всегда только с передним приводом, то есть прямой сознательный доступ у нас есть только к нашим мыслям и действиям, чувства же и организм «едут» туда, куда мы напридумывали или что натворили. Строго говоря, влияние на чувственную и физиологическую сферы может быть только косвенным, опосредованным, нельзя и невозможно «владеть собой» напрямую. Никто-никто, ни взрослый, ни ребенок не успокоится по команде «успокойся», не расслабится по кнопке «не сцы нечего боятся», а еще помните «тебя налупят плетками и ты залюбишь меня как миленькая!». Не стоит этого ждать, это понятно. Если повезет, и вашему визави удастся с хорошей скоростью сгенерить ряд мыслеобразов в ответ на это ваше угрюмое «не сцы», он немного сбавит панические обороты. Но лучше еще добавить опцию «взять за руку», да:)
Всегда существует некое звено из области представлений-мыслей-образов и/или поступков-действий, которое позволяет человеку реально успокоиться (взбодриться, влюбиться, перестать потеть), если есть такая задача. В зависимости от сложности ситуации это звено может оказаться увесистой конструкцией. И обратно, еще раз - у человека нет даже малой степени того сознательного контроля над физиологией и чувствами, какая есть над мышлением и собственной активностью. Тренинги по «управлению гневом», «владению эмоциями», левитации, - не то чтобы все в топку, просто нужно понимать, чему там учат.
Глассеровская точка зрения на поведение человека мне нравится потому, что это самое поведение он рассматривает не как совокупность реакций на стимулы. Человек у него объявляется системой контроля внешней среды и себя (как элемента среды). А машинка едет потому, что внутри у ней вечный двигатель - пятерка бурлящих потребностей, спорящих с внешними препятствиями и друг другом:)
  кстати, вам часто снится вождение? в смысле управление автомобилем? мне вот в разных вариантах (то в чужой машине, то у нее нету двигателя и надо крутить педали, то я пассажиром, а то еще и два руля у машины, короче, тьма коллизий)) - довольно часто. Теперь и вам станет сниться, мухахахах

унять внутреннего педагога, психология

Previous post Next post
Up