Часть VI. Условия, способствующие совершению насилия над людьми

Oct 07, 2011 10:25

Некоторые выводы из научных экспериментов и реальной жизни для Шахрина и Бегунова

Бессмысленность действий фонда, которые они пытаются называть «реабилитацией», определена достаточно давно. Варлам Шаламов в 1962 году написал Солженицыну: «Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть».
И немецкие концлагеря и гулаги СССР заставили многих исследовать феномены, наблюдавшиеся там. Философско-литературным изучением влияния власти, подчинения, условий содержания на человека пронизаны книги самого Шаламова, Солженицина. Есть книга Сергея Снегова «Язык, который ненавидит». Помимо воспоминаний о лагерной жизни, автор произвел и анализ структуры и задач блатного языка той поры (в чем-то этот язык сильно напоминает Новояз Оруэлла).
Исследованию пределов человеческой психики в концлагерях Виктором Франклом (куда был отправлен с семьей за еврейское происхождение) мир обязан появлению логотерапии. Несмотря на годы, проведенные в концлагерях (в лагере была убита его жена, умер отец, и была убита мать) после войны Франкл одним из первых высказал идею о примирении. Насилие не может быть смыслом и целью жизни (подробнее о Франкле ).
Попыткой понять феномен насилия в лагерях можно считать и книгу Бернхарда Шлинка «Чтец» (содержательно она не об ужасах концлагерей, так что читать не страшно).
В рамках социальной психологии феномен «нарастающего насилия» (в данном случае «термин» мой) был очень широко исследован. В первую очередь это базовый эксперимент Милгрэма в 1962 году. В эксперименте, нормальные, психически здоровые люди, разного пола, возраста «выдавали» людям удары током, по требованию руководителей эксперимента, постоянно увеличивая напряжение. Вывод, который сделал Милгрэм следующий: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
Более известный (может менее научный, но более шокирующий) эксперимент Зимбардо показал, что НЕ только требования начальства, но сама система «власти» без достаточного контроля способна стимулировать в обычном, случайно выбранном человеке садистские импульсы и действия. Причем происходит это очень быстро. Эксперимент, рассчитанный на 2 недели, был прерван через 6(!) дней. В ходе исследования обычные студенты случайным порядком были разделены на тюремщиков и заключенных - и уже через 6 дней исследование было остановлено как «вышедшее из-под контроля». Часть тюремщиков уже вели себя как садисты, а заключенные испытывали реальные психологические страдания и физические лишения.
А теперь представьте, что в качестве охранников выступают не студенты Стенфорда как у Зимбардо, а наркоманы с небольшой ремиссией, совершавшие в прошлом уголовные преступления, а руководит ими ранее судимый человек, имеющий дружественные связи с преступной группировкой «Уралмаш». И человек этот заявляет во всеуслышанье, что его подопечные: нарколыги - подонки и сволочи. Мне странно становится, что в фонде ГБН убили только одного «пациента». Хотя, возможно, именно пристальное внимание журналистов и прокуратуры было хоть каким-то сдерживающим фактором.
Одним из убийц пациентов в фонде ГБН в Пыть-Яхе был врач и депутат этого города. И не важно, что Ройзман утверждает, что у фонда «Екатеринбург без наркотиков» нет филиалов (и типа он ответственность за их деятельность не несет, хотя отчеты из Пыть Яха публиковал на своем сайте и руководителей этого фонда защищал). Сама идеология «наркоман - поддонок, его не лечить нужно, а заставить быть человеком», которую Ройзман распространяет, приводит к убийствам.
Сама мысль использовать прямое насилие к наркопотребителям стимулирует унижения, избиения и убийства. Пример из журнала Ройзмана (запись от 1.03.10)
"Сильно - спрашиваю - припугнул?
Да так - говорит - нос сломал. Он весь кровью подъезд залил. Я потом его еще пол заставил мыть.
Вздохнул я. Вот, думаю, хоть кого-то чему-то научил!"
Понятно почему «Мурзик» после нахождения и работы в фонде изнасиловал задержанную. Это прямое последствие культурной идеологии фонда «насилие должно быть безнаказанным, если оно типа для Правого Дела».

А дружественные фонду барышни оправдывают это поведение просто - «Мурзик уже не был агентом фонда и изнасиловал он наркоторговку». А какая разница кого? Впрочем пассивное участие девушек в изнасилованиях (когда они оправдывают своих знакомых, или активное, когда они держат жерву) в российской криминальной субкультуре не новость…

Итого. Для применения насилия есть 2 внешних причины.
1. Давление со стороны авторитетного лица.
2. Общественное оправдание насилия (выраженое в отсутствии контроля за системой власти и стигматизации определенных групп населения "убивать людей нельзя, но подозреваемых в наркоторговле и педофилии можно" и т.д.).
Естественно сама власть действует на психику, искажая ее.
Эти факторы позволили работать лагерям смерти при нацизме. Эти же факторы позволяют существовать до сих пор концлагерям фонда (хотя давление со стороны вменяемой общественности чуть-чуть сдвинуло дело: 2 года как фонд отказался от наручников и после суда над Бычковым, они статаются получить письменное согласие "пациента" до приезда в центр).
В эксперимента Милгрэма было одно интересное условие - те кто «бил током» не видели тех «кого били». Они могли лишь слышать голос и другие звуки. Как только их сажали рядом - эксперимент заканчивался на ранних этапах (но хочу напомнить они не были людьми с уголовной идеологией и ими не руководил Ройзман, знающий лично все руководство местной мафии).
Но это позволяет объяснить поведение Бегунова, Шахрина, Сукачева, Нарусовой, Быкова, журналистов РР, Собчак и многих других кто так или иначе засветился «в поддержке Ройзмана». Когда унижают «где-то там, каких то подонков - нарколыг, которые могут забрать у моей дочки телефон или ограбить меня или мою квартиру» - это не трогает за душу.
Вот если бы Шахрин смотрел как бьют по голове за брошенный на землю окурок, как при нем уркаган в мастях говорит девушкам-наркопотребителям «Животные - работать» и т.д. Если бы он видел все это каждый день - пошел бы он просить за Бычкова у президента?

Серийные убийцы и другие маньяки тоже стараются "обезличить" своих жертв. Так легче убивать и насиловать.

фонд, Зимбардо, наркомания, Бегунов, насилие, Шахрин, Франкл, Быков, Сукачев, Милгрэм

Previous post Next post
Up