Хованщина

Mar 14, 2012 23:27

Хованщина, как мы все знаем - неоднозначное произведение как с точки зрения исторических реалий (более чем смутное и некрасивое время), так и с точки зрения музыкального произведения. Будучи так ни разу и не сыгранном при жизни Мусоргского, оно было дооркестровано Римским-Корсаковым, а конец так вообще дописан Стравинским. Я помню Хованщину в Мариинке и в детстве - в Малом - длинная многоходовая неэмоциональная драма с пафосными отсылами касательно истории России. В конце - эффектное самосожжение раскольников в скиту.

Вот из моей памяти:


В Нью Йорке в этой опере играл наш Женя - чудесный Костин преподаватель по флейте. И именно на него в бабочке и смокинге мы и пошли поглядеть в партере Метрополитан опера. Женя был великолепен, и музыка тоже, и даже дикое на мой слух авторское либретто. И даже сам факт того, что хор в 320 американских человек пел по-русски. Все это было великолепно. Вот, собстенно, Хованский, княже



финальная сцена - ващееее



_______

Заржали мы только один раз - когда несколько стрельцов оказались черными. Поверьте - нет ничего более глумливого и комичного, чем прекрасное черное волевое лицо баскетоболиста под треухом разудалого опричника в костюмах из картин Сурикова. Причем я понимаю, что любой выходец из Конго может, в изнеможении хохоча, тыкать пальцами в любого европейского Отелло, замазанного ваксой для пущей черноты - но при этом мы же привыкли, что Отелло - несколько условен. Условен он был даже в Льве Гурыче Синичкине в исполнении гениального Леонова. Запомнился, полюбился, но не насмешил. А тут - ну прям очень смешно!
вот предстаьте себе тут черные серьезные щекастые лица:


(если что - я уже видела 3 сестры в исполнении Академического театра Казани - так что в принципе считала себя подготовленной).

Потом вышла в скиту православная монашка - черная как смоль, с Христом на груди в Крестном ходе, а за ней - совершенно китайский крепостной, в опорках.

А охрененная Бородина (певшая Марфу) - все же не Нетребко, да... ну, вот так...

Напряжений было много - во-первых, все крестьянство конца 17 века было в нехилых таких хромовых сапогах времен первой мировой и немного из Свадьбы в Малиновке - этак даже с каблучками…
Во-вторых, потрясением были подтяжки. Они меня как во 2-м акте прибили к креслу, так и не отпускали. То есть - внимание - на раздетом но еще живом стрельце были майка (!), кожаный ремень (??) и сверху под расписным кафтаном - таки они - подтяжки. Это дезабилье досталось им все же явно от мюзикла Чикаго или Элиота. В качестве контрольного удара поддых на гвардии из Петровских потешных войск была кобура - вот настояшая такая - из Гражданской…
Хотя к боярам, Шакловитому и остальным - не придраться: все было как нужно - распоясавшиеся олигархи а не бояре. Стрельцы - тоже как полагается - разнузданное быдло НКВДшного типа.

Смутил меня также князь Голицын - он Марфу и Досифея принимал не в горнице-светлице, а в некой чисто елизаветинской гостиной, опершись на клавесин типа того, что стоит в Шереметьевском дворце, весь в маркетри и виньетках. На ногах чулки и туфли с носами. Не знаю, что за прогрессивный голицинский типаж, но чтобы рококко заиметь аж сразу поле смерти Алексея-то Тишайшего - это надо постарться имхо было.. Но насчет клавесина - это догадки мои - интуитивно разрезало мне глаз☺) ах несколько раз,))
Вот тут кусочек клавесина:



а вот так выгляделели хоромы времен Тишайшего...




но я сильная:))) мне понравилось:))

в уж как флейты звучали- так ПРОСТО СУПЕР:))))) Женя, спасибо:))
PS - she's just gourgeous...







а вот она в Манон в Метрополитане же:

Previous post Next post
Up