А что с пермской анимацией? или Мультяшная пауза

Dec 11, 2013 12:17

«То, что они делают, - это изумительно»

В Перми побывал художественный руководитель новосибирской киностудии «Поиск» Петр Анофриков. Он провёл мастер-класс для начинающих мультипликаторов Пермского края в центре «Росток», где проходил краевой семинар по мультипликации.




Детская киностудия «Поиск» работает в Новосибирске с 1973 года, то есть уже 40 лет. За это время «Поиск» помог открыться мультпликационным студиям во многих городах России: Салехарде, Норильске, городах Горного Алтая, Тывы и Ханты-Мансийского округа. «У нас большой опыт и мы готовы делиться им, поэтому к нам приезжают на стажировку из других городов России или мы сами выезжаем с семинарами, чтобы помочь начинающим мультипликаторам-педагогам».

В 1980-е годы Анофриков с учениками студии превратили старый троллейбус в кинозал на 40 мест. «Ребята, подростки, всё делали сами: и зрителей принимали, и фильмы показывали, чувствовали себя взрослыми. За лето наш летний детский кинотеатр «Старый троллейбус» посещало 25-30 тыс. детей - и это только по билетам. А после того, как мы побывали на киностудии «Союзмультфильм» и увидели, как там снимают мультики, - мы заболели этим видом искусства. Стали тоже снимать мультфильмы».

Если в кинотроллейбусе постигали киноискусство школьники, то теперь главные мультипликаторы студии «Поиск» - трёх-пятилетние малыши. Студия развивается как творческий и педагогический центр. Мамы приводят в студию восьмимесячных детей к монтессори-педагогам. Они помогают ребенку привыкнуть к самостоятельности, научиться важным для этого возраста навыкам. И к двум годам (!), а бывает и раньше, ребенок готов перейти в группу «я сам» и снимать мультфильмы. Мультфильм «В огородике у нас» создан детьми 2 и 3 лет, а одному из участников съёмочной группы еще не было двух лет.

«В мультипликации множество возможностей. Это творческий процесс и редкий вид деятельности, где педагог готовит автора. Ребёнок создает оригинальное художественное произведение и получает знания в процессе работы над фильмом. Был случай, когда ребенок решил снимать фильм про альбатроса, а сам даже не знал, как этот альбатрос выглядит. Преподаватель ему говорит: «А ты попробуй сам узнать!» И вот мальчик 5 лет идёт с бабушкой в библиотеку, они находят книгу, читают про альбатроса, рисуют его, потом пишут с мамой стихи, и уже вся семья помогает ребенку - а он, между прочим, во главе процесса. Это ли не научит самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность? Хотя никто и не знает, чем закончится создание фильма, насколько он получится удачным. Подвиги, как у Мюнхгаузена, по расписанию не совершаются», - говорит Петр Анофриков.

В студии «Поиск» используют самую простую технологию создания мультфильмов под названием «перекладка» со стеклянными ярусами и вырезанными из бумаги плоскими персонажами. Компьютерной графикой в новосибирской студии стараются не увлекаться. Важно, чтобы ребёнок научился вырезать, рисовать - творить своими руками.



Юный режиссёр придумывает историю, пишет раскадровку и реплики, рисует и вырезает персонажей, фоны, снимает мультфильм. Монтаж и звук обычно помогает сделать педагог. И, как говорит Петр Иванович, «важная задача педагога в процессе сотворчества - давать свободу тогда, когда ребенок уже готов сделать то или иное действие без помощи взрослого. Рано или поздно наступит момент, когда он создаст мультфильм от начала до конца самостоятельно». Так в киностудии «Поиск» рождаются мультипликационные фильмы, которые смотрят с радостью и дети и взрослые.

«То, что они делают, - это изумительно, просто счастье смотреть, - делится на сайте snob.ru впечатлениями от увиденного известный мультипликатор, автор «Ёжика в тумане» Юрий Норштейн. - Наивные, чистые, светлые фильмы, потому что вся творческая часть принадлежит детям. Многим было бы хорошо поучиться у них простоте и ясности».

Педагоги «Поиска» не только ведут занятия в студии, но и выезжают к маленьким пациентам НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина. В клинике оборудовали небольшую киностудию, назвали ее «Мешалкино» и ребята, которых готовят к операции, или которые уже прошли через это испытание, рисуют мультфильмы. «Самое главное, что мы можем отвлечь детей от их проблем», - говорит Петр Иванович.

Встреча с Петром Анофриковым заставила пермяков вспоминать, как снимать мультфильмы. Ведь с 1965 по 1997 годы работал мультцех «Пермьтелефильма». Режиссёрами и аниматорами Светланой Можаевой, Леонидом Кощениковым, Ириной Тимофеевой, супругами Ольшевскими в разные годы были созданы 40 мультипликационных фильмов, среди которых «Самый уважаемый», «Капризка», «Ксюша и Компьюша». Это были рисованные, кукольные и пластилиновые мультфильмы, которые смотрели во всём мире.



Сегодня в Перми существует несколько отдельных любительских студий мультипликации, работает «Центр развития анимационного творчества». В центре художественного творчества «Росток» развивается проект «Мульттерапия». По словам руководителя проекта Галины Субботиной, это цикл обучающих семинаров, с помощью которых педагоги осваивают мультипликацию для  работы с детьми в детских киностудиях, социально-реабилитационных центрах, учреждениях культуры и дополнительного образования Пермского края.



В ходе семинара выяснилось, что мультипликация интересует многих педагогов. 26 участников семинара приехали из Перми, Чусового, Верещагино, Кизела, Соликамска, Березников, Добрянки, Сивинского, Кунгурского, Суксунского, Уинского, Усольского, Кудымкарского, Куединского райнов. По словам Галины Субботиной, проект «Мульттерапия» будет развиваться дальше. Обучение возобновится в феврале. У организаторов также есть планы организовать мультипликационную студию в одной из пермских клиник.

Подготовила Ксения Бабикова
Previous post Next post
Up