Jun 20, 2012 01:47
Школа социальных медиапрактик - это возможность для специалистов научиться использованию в своей профессиональной деятельности средств медиакультуры: детям - помочь разрешить конфликты со сверстниками, родителям - вернуться к диалогу со «сложными подростками», а учителям - по-новому посмотреть на свою профессию.
Партнёрами школы выступили Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, институт им. Гёте, Пермский государственный педагогический университет.
Социальные медиапрактики на основе использования фильмов - тема, которой уже 7 лет занимается отдел медиаобразования «Пермской Синематеки» во главе с Ольгой Ахмедзяновой. За это время вокруг «Пермской синематеки» образовалась команда людей, интересующихся кино и медиаобразованием. Это учителя, педагоги, психологи, студенты, среди них - много участников проектов «ВУЗ-Флаэртиана», «Флаэртиана - профессионал». Несмотря на длительный срок, это начинание такого характера, которое требует терпеливого подхода, апробации и большого опыта, прежде чем появится полноценная теоретическая концепция.
Школа социальных медиапрактик показала, что вокруг проекта «Пермская синематека» сформировалось профессиональное сообщество, способное к саморазвитию». Собравшись вместе, представители этого сообщества обсудили вопросы тьюторского сопровождения и предложить новые направления деятельности (например, экология и защита окружающей среды в качестве темы для медиапрактик).
Не менее важным стало знакомство с опытом зарубежных коллег. Специально в «Пермскую синематеку» приехали гости и коллеги из Германии, чтобы рассказать, как развивается медиаобразование за рубежом. Гудрун Зоммер, организатор программы документальных фильмов для детей и подростков «doxs!for kids» вместе с медиапедагогами Клаудией Цигенфусс, Карстен Зиль и режиссером документального кино Лео Грюн провели мастер-классы.
Говорить на одном языке, не смотря на фактическую разницу культур, - один из признаков того, что медиаобразование универсально и движется примерно в одном направлении. Как и пермское тьюторство, так и опыт немецких коллег, показывает, что современная образовательная парадигма должна измениться. «Ученик должен быть не объектом, а субъектом образовательного процесса. Важно выстроить диалог с ребенком, позволить ему самому прийти к открытию. Для этого нужен новый педагог, с новыми подходами и методиками. Это не строгий учитель, а друг, собеседник, наставник».
В программе школы социальных медиапрактик был также представлен опыт европейской гуманной педагогики. О достижениях в этой области с пермяками поделился немецкий философ и культуролог, ректор IPF Multiversity Университета им. Мартина Бубера Янсен Вернер.
«Вернер продемонстрировал не просто знания в гуманной педагогике, но образ нового педагога. Его манера общения с участниками мастер-класса - вызов мне как учителю (тьютору): готова ли я в отношениях с окружающим миром и людьми быть совершенно искренней и открытой, готова ли я принимать и доверять? Ответ на этот вызов - новый этап развития педагогического сообщества и образования в целом», - рассказывает Ольга Николаевна.
В процессе общения российских и зарубежных участников проекта обнаружились различия в подходах, методиках и способах подачи материала. Немецкие практики медиаобразования больше направлены на изучение кино. «Наши коллеги из Германии воспринимают кино, прежде всего, как искусство. Они учат детей смотреть фильмы, разбираться в сюжете, в замысле режиссера. Это не сразу понятно для юной аудитории, но полезно с точки зрения умения ориентироваться в современном медиапространстве. Для нас это тот опыт, который можно перенять».
С другой стороны, пермское тьюторство преследует решение социальных проблем. «Нельзя сразу говорить с подростком о кино, пока в нем кипят нерешенные конфликты. Мы создаем из кино, как из культурного ресурса, пространство для актуализации смысла. Например, с помощью фильма может актуализироваться вопрос нравственного выбора, и мы начинаем работать над этим, помогаем участнику практики найти собственное решение этого вопроса».
В общей сложности занятия и семинары длились целую неделю. «Это был очень полезный опыт диалога культур, когда мы смогли увидеть немецкое медиаобразование в действии, и презентовать свои программы. Несмотря на различия, мы говорили на одном языке», - говорит Ольга Ахмедзянова.
По окончании работы Международной открытой школы социальных медиапрактик будет подготовлен специальный сборник. «Пермская синематека» получила методические материалы из института имени Гёте, в которых содержится описание зарубежных медиапрактик. Все они переведены на русский язык и будут выложены в электронном виде на сайте «Пермской синематеки».
Материал подготовила Ксения Бабикова.
кино в перми,
документальное кино,
медиапрактика,
мастер-класс,
педагогика,
Ольга Ахмедзянова,
Янсен Вернер,
Пермская синематека,
обучение