В начале марта в Перми начались съемки фильма «Эвакуация», рассказывающего о ленинградцах, которые были эвакуированы в Пермь во время Великой Отечественной войны. Режиссер картины - известный российский кинодокументалист Борис Караджев. Выпускник физического факультета ПГУ, Борис Яковлевич Караджев начинал профессиональную деятельность на Пермской студии телевидения, затем работал в качестве внештатного автора и режиссера на различных теле- и киностудиях страны, был одним из создателей творческого объединения «ТВ Известия», с 2002 года ведет мастерскую режиссуры документального кино во ВГИКе.
Нам удалось побывать на съемках в гостинице "Центральная". Режиссер и его команда снимали виды Оперного театра сквозь окно знаменитой Семиэтажки.
В годы Великой Отечественной войны она дала приют эвакуированной столичной творческой интеллигенции. Здесь жили и работали известные писатели - Ю. Тынянов, М. Козаков, В. Каверин, В. Панова; композиторы А. Хачатурян, М. Коваль. В здании гостиницы жила почти вся труппа Ленинградского им. Кирова театра оперы и балета.
На пятом этаже этой гостиницы Арам Ильич Хачатурян дописывал свой балет «Гаянэ», а в оперном 2 декабря 1942 года состоялась премьера балета. В Перми, сначала в Семиэтажке, потом в госпитале Ю. Тынянов готовился завершить главный труд своей жизни - роман «Пушкин».
С этим местом связано одно из значимых событий в жизни писателя В. Каверина. Находясь на фронте, автор «Двух капитанов» долго ничего не знал о судьбе семьи. И очутившись в нашем городе, он пытается найти своих друзей - ленинградских писателей, эвакуированных в Пермь. И в первом же номере «Семиэтажки» он неожиданно для себя встретил свою жену и маленького сынишку. Устроив быт родных, насколько это было возможно, через несколько дней Каверин снова отправился на фронт. И эта встреча, случайная и радостная, натолкнула его на мысль о том, что герои его романа «Два капитана» тоже должны перенести трудности войны, и эти тяготы должны объединить, сплотить героев. В романе запечатлелись и пермские реалии - госпиталь, Компрос, набережная Камы. (Источник: Официальный туристический сайт Пермского края).
Задачей съемочной группы было уловить дух того нелегкого времени, для этого были привезены экспонаты музея - старинное радио, чайник, книги, парафиновая свеча, раритетные новогодние игрушки и т.д.
Режиссер Борис Караджев и оператор Сергей Лепихин выстраивали композицию, расставляя предметы старины (если можно их так назвать) на подоконнике, вслух высказывая свои фантазии о том, что вот примерно так когда-то сидел за печатной машинкой Тынянов и писал свой роман.
Мы старались не служить помехой творческому процессу, понимающе прижимали ушки, когда Караджев незлобиво цыкал на нас: пол в номере скрипел и ходил ходуном, это мешало камере работать, поэтому перемещаться было разрешено не всегда.
Между оператором и режиссером чувствовались гармоничные союзнические отношения. "Борис Яковлевич, ведь это не пойдет?" "Ты прав, это не очень хорошо. А вот так снять у нас получится?".
Выстраивали свет, искали лучший ракурс, радовались, когда там, внизу, на улице пробегал прохожий - это создавало динамику.
Динамику искали и в статичных предметах. Караджеву пришло в голову, что неплохо было бы видеть в кадре дымящуюся папиросу, раз мы имеем пепельницу. Ассистентка Ольга Аверкиева специально бегала в магазин за папиросами и луком, головки которого изящно дополняли военный натюрморт.
Вместо чернил в чернильцу налили крепкого черного кофе. Это веселило членов съемочной группы.
Работа двигалась споро, быстро, но без спешки и суеты. Не чувствовалась усталость, которая непременно должна была подкашивать всю команду: поездки в деревню Черная, в Нижнюю Курью, съемки в старых районах Перми, в Галерее, в театре Оперы и балета отнимали и силы, и время. Однако у представителей творческих профессий, видимо, начисто отсутствует недовольство растянутым рабочим днем. Напротив - загруженный день съемок, если он принес положительные результаты, приносит удовлетворение.