Семен Соснин, оператор и режиссер, работает на киностудии "Новый курс" уже 10 лет. Фильмов, в производстве которых он принимал участие, очень много, и даже в феврале пермский зритель мог увидеть две премьеры - "Серебряный конь" и "Марийская молитва". Беседовать с Семеном - истинное удовольствие, и мы рады, что и у читателей нашего блога есть возможность познакомиться с этим ироничным человеком с киноаппаратом. Так уж вышло, что мы со своими вопросами застали Семена в день его рождения. Отрываясь от празднования, он с помощью режима быстрых сообщений на сайте vkontakte.ru рассказал нам о том, что "быть собой - это яркая и необходимая закономерность".
Блог Флаэртианы: Начну беседу с вопроса о тех двух новых премьерах, которые мы увидели в феврале. Вы были оператором в производстве обеих картин? Расскажите о них.
Семен: Да, было дело. И очень этому рад. Потому что работа в телевидении не приносит такой радости, как работа в документальном кино - последнее есть авантюра, а работа на телевидении всегда предполагает конкретный результат, т.е. удовлетворение заказчика и зависящее от него денежное вознаграждение. Авантюра предполагает приключение с неизвестным результатом. Это жизнь. Это славно.
БФ: Отчего такие спецэффекты в фильме "Марийская молитва"?
Семен: За спецэффекты в "Марийской молитве" я не отвечаю - это вопрос к авторам Галине Красноборовой и Игорю Кораблёву. Лично я не считаю, что такая жёсткая обработка исходного видео вообще была необходима.
БФ: Я с Вами согласна. Уж очень печально у них все получилось. Некоторые зрители до сих пор не понимают, о чем был фильм.
Семен: Возможно, Галине хотелось получить эффект киноплёнки. Что, со всеми известными потерями, может быть, получилось.
БФ: Черное небо... Готичная трава...
Семен: Готика, да. Но возможны и другие интерпретации материала. Не говоря уж о действительности.
БФ: Вы говорите о том, что работать с документальным кино интереснее. То есть, снимать ту же "Марийскую молитву" Вам было приятнее, чем "Хребет России"?
Семен: Я бы не стал сравнивать "Молитву" и "Хребет" - это разные вещи. Хотя бы потому что в "Хребте" я работал по сути техником (оператором крана), а в "Молитве" - "правой рукой" режиссёра (если оператора можно так назвать… Назовём.)
БФ: Я не сравниваю "Молитву" и "Хребет" как фильмы. Я пытаюсь сравнить Вашу роль в создании этих двух фильмов. "Хребет" - это телевидение.
Семен: Моя роль в "Хребте" и "Молитве" разная. В "Хребте" я отвечал только за грамотное техническое движение стрелы, в "Молитве" - за видеоряд в целом. "Хребет" - это телевидение.
БФ: Движение стрелы? Это какой-то профессиональный жаргон?
Семен: Стрела - это часть операторского крана (собственно, такая длинная палка, на которой крепится камера).
БФ: Задам вопрос, которым наверняка мучаются многие непосвященные в кинопроизводство. Что делает на съемочной площадке режиссер, а что оператор? Оператор смотрит в камеру? А режиссер куда?
Семен: Режиссёр отвечает за то, о чём. Оператор за то, как это будет сделано. Если есть результат, значит, эффективно всё: их конфликт или их гармоничная договорённость.
БФ: В фильме "Cool. Танцующие в темноте" Вы объединяли эти две функции?
Семен: В фильме "Cool. Танцующие в темноте" я объединял эти функции.
БФ: А Вы больше кто - режиссер или оператор?
Семен: Оператор. Я вообще не режиссёр. Я предпочитаю термин «автор».
БФ: Хотя, конечно, на сайте киностудии о Вас написано вообще такое, что дает мне право называть Вас многогранной личностью: сторож, студент, рекламный агент, расклейщик афиш, журналист, дворник, кладовщик, экспедитор, слесарь-испытатель, менеджер, корректор, редактор кроссвордного журнала и газет, электрик и т.д. Что это? Поиски себя? Попытка сделать жизнь ярче? Или просто необходимость?
Семен: Это моё самоописание. Всё это правда. Но не вся. Правда в том, что я всегда остаюсь собой и более никем. Для этого имеет смысл побыть и сторожем, и журналистом, и мужем (к примеру, плохим). Это яркая и необходимая закономерность.
БФ: А в работе с кино все эти Ваши опыты помогают? В данном случае речь, наверное, идет о той роли, когда Вы отвечаете за смысловую нагрузку фильма. Хотя, наверное, технические профессии помогают и в операторской деятельности..
Семен: Никто не знает об этом. Работа оператора как и режиссёра - тайна. Не потому что тайна для непосвящённых, а по сути!.. Если серьёзно, то лично я разделяю эти вещи: есть профессиональные навыки, которые можно продать на телике и есть нечто, что может удивить человека, стоящего за камерой. А вот как это влияет на "смысловую нагрузку фильма", Бог весть…
БФ: Пока Вы там отвечаете, я выбираю фотки из Вашего альбома.
Семен: Ради Бога. Но ведь это страшно. Читатели будут в шоке. Впрочем, так им и надо.
Мои фотки страшны, они так специально подобраны. В контакте нет правды, там есть самопрезентация, которая по попределению не может не быть ложной.
БФ: На киностудии Вы уже 10 лет. Это срок. Не появляется ли в Вас желания обрести какой-нибудь новый профессиональный опыт, чтобы список ваших "чинов" увеличился?
Семен: Я не думаю, что я "отбыл свой срок". Ходорковский тоже ведь не знал, чем закончится его триумф в нефтянке… (шутка) Всё продолжается. И никто не знает, чем это кончится. Есть кое-какие догадки, но они не имеют никакого отношения к кино.
БФ: Мне вообще нравится Ваша манера шутить.
Семен: У Вас тоже неплохая манера задавать вопросы.
БФ: Хочется вернуться к Вашему фильму "Cool. Танцующие в темноте". Здесь что - аллюзия на Триера? А приставка "Cool" что означает? Ваш профайл вконтакте говорит о вашей эпатажности. А это название - тоже?
Семен: Никого я не эпатирую. Даже себя. А Вы как бы этот фильм назвали? Например, "Пермские стриптизёрши без прикрас"?
БФ: "Пермские стриптизёрши без прикрас" - кстати для пермского кино типичное название. "Картины из жизни провинциального комика"...
Семен: Вот-вот. Это не пермское название. Типично пермское - это моё. И Триер, что характерно, ни при чём. Кстати, очень спорный режиссёр. Хотя "Антихрист" - смешное кино. Типа комедия.
БФ: Мне было неприятно смотреть "Антихриста", а вот над "Танцующей в темноте" я рыдала, но это давно было.
Семен: Рыдали? Спасибо. И более об этом ни слова. А мой любимый фильм - "Окраина" Петра Луцика. Джармуш (не весь). Коэны (совсем не все). И немного попсы (умолчим).
БФ: А я совсем не воспринимаю Коэнов, но более ни слова об этом.
Семен: Да Бог с ними, с Коэнами. Пиво "Жигулёвское" надёжнее.
БФ: Наверное, уже на прощание расскажите нам о том, как находить свой сюжет для фильма, как увидеть в человеке героя кино.
Семен: Свой сюжет надо находить так: о! вот он! А героя для кино Вы никак не найдёте. Просто вдруг Вы понимаете, что без этого человека Вам фильм не снять.
БФ: Спасибо, Семен. Хорошего продолжения банкета!
Семен: Присоединяйтесь. Банкет forever!
БФ: Сейчас пойду на кухню, выпью за Вас стакан молока.
Семен: Каждому своё. Сим победиши!