Ещё раз о рентабельности

Sep 02, 2013 18:19

У меня в блоге есть два замечательных тега: "программная политика вгтрк" и "рентабельность". Программную политику пока трогать не будем, займёмся ею в другой раз. А вот о "рентабельности" поговорим. Как нетрудно догадаться, этот тег посвящён преимущественно "НТВ-Плюс" и его замечательному главному редактору. Внимание, мотор!

Мы коммерческая компания, Иван, и должны сами зарабатывать на то, что покупаем. Генерально это так. Если у нас нет ресурса для того, чтобы купить тот или иной турнир, мы поступаем точно так же, как поступают все нормальные компании и люди: не покупаем. Это не означает, что нет денег. Это означает, что те условия, на которых предлагается продукт, неприемлемы. Вот и все. Если вы считаете, что это ерунда, посмотрите - мы не единственный спортивный канал в стране. Евробаскет не купил никто.

Теперь достаём калькулятор и начинаем считать. Основным источником поступления доходов для спортивных каналов "НТВ-Плюс" является абонентская плата. По состоянию на первый квартал 2013 года у "НТВ-Плюс", по данным Telecom Daily, 650 000 подписчиков. В качестве числа подписчиков спортивных пакетов возьмём 200 000 человек, что более-менее сходится с данными РБК и учитывает также комбинации типа "Кино+Суперспорт" и абонентов кабельных сетей, где вещает плюсовский пакет каналов.

Пакет "Спорт" стоит 12 долларов (399 рублей) в месяц. Пакет "Суперспорт" в два раза дороже. В качестве средней стоимости можно взять 16 долларов (приблизительно 500 рублей).

На основе этих данных получаем, что годовой доход спортивной редакции "НТВ-Плюс" составляет 38 400 000 долларов. С учётом поступлений от рекламы, продаж своих кабельных каналов и т.д., получаем, что годовой бюджет спортивных каналов "НТВ-Плюс" равен 45-50 миллионам долларов.

Никаких надежд на окупаемость при таком раскладе нет. Указанная мною сумма почти в два раза больше трат на три главных футбольных продукта Плюса: РФПЛ, АПЛ и еврокубки. Их обслуживание скромно на себя взяла "материнская компания", то бишь "Газпром-Медиа".

Таким образом, "НТВ-Плюс" зависит от Газпрома также, как российская экономика от нефтяной иглы. Так стоит ли удивляться таким "позитивным" переменам на спортивных каналах компании в последние два года? Вы спросите - а почему именно сейчас? Потому что стоимость прав на трансляции дошла до такого предела, что без сокращений не обойтись. Эту проблему в своё время обрисовал один из топ-менеджеров компании Алексей Журавлёв:
[Осторожно, простыня]
Мы понимаем, что с точки зрения собственных цен, мы уже давно находимся не в рынке. Динамика приобретения новых подписчиков, которую показывают другие операторы платного ТВ, гораздо выше, чем у "НТВ-Плюс". Можно сказать она у нас отсутствует. На протяжении последних четырёх лет у нас стабильное число абонентов в районе 650 тысяч. Происходят небольшие колебания, но отток равен притоку. Однако такая стабильность чревата последствиями в связи с постоянным ростом цен на имеющийся контент: нужно развиваться, иметь определенную стратегию.

Многие говорят: "Сделайте цену своих спортивных каналов 100 рублей, и к вам подключится еще 600 тысяч". Не подключатся. Это достаточно распространенное заблуждение рушится путем простого изучения рейтингов спортивных программ, которые идут на общедоступных каналах. Они крайне низкие, особенно если сравнивать их с рейтингами тех же самых событий, транслируемых на открытых каналах за рубежом. У нас рейтинги Лиги Чемпионов на НТВ, ниже чем например у фильмов "Перевозчик 2", и "Перевозчик 3", которые показывают одновременно с трансляциями Лиги Чемпионов. И у "Битвы Хоров", и у "Танцев на Льду" рейтинг тоже выше, чем у открытой трансляции Лиги чемпионов.

В результате с нами остаются те люди, которые действительно любят спорт. Они понимают, зачем они с нами. Подобных людей немного, но их лояльность достаточно высока. Количество таких абонентов ограничено, а нам надо куда-то расти, куда-то развиваться. Сейчас мы уже вынуждены отказаться от некоторых спортивных событий, которые раньше составляли сетку вещания наших телеканалов, поскольку они стали невыгодны по коммерческим соображениям. В первую очередь это нерейтинговые спортивные события, которые смотрело небольшое количество людей. Да, эти события во многом поддерживают лояльность спортивной аудитории, но так получается, что нам это больше невыгодно. Таким образом получается обратная связь с отрицательным для нас результатом: мы событие убрали, создав тем самым пусть и небольшое, но ощутимое количество недовольных людей. Мы получаем определенную передышку, но дальше ничего не меняется - а цена на права опять возрастает - мы должны опять что-то убирать. И получается, что у аудитории по крупицам накапливается негатив.

Поэтому мы должны пойти в сторону более низких цен и большего охвата наших каналов. У "НТВ-Плюс" пока нет желания становиться продюсерской компанией, хотя теоретически такой вариант тоже существует - формировать спортивные каналы и продавать их всем.

Мы вплотную подошли к ключевому моменту: как же решить проблему? Послезавтра состоится пресс-конференция, на которой должно быть официально объявлено о фактической схеме всей модели развития компании. Предполагается резкое снижение цен на свои пакеты, и спортивные в том числе. Это момент "икс" для компании.

Если проект окажется неудачным, и роста абонентской базы не произойдёт, то фактически это приведёт платформу к финансовому краху. В этом случае, скорее всего, "НТВ-Плюс" будет продан как "непрофильный" актив. Периодически такие слухи муссируются и сейчас, но ни к чему серьёзному это не привело. Другой вариант - объединение "НТВ-Плюс" с куда более финансово успешным "Триколором". Который, кстати, хочет поиграть на плюсовском поле, запустив премиальный кинопакет. Появились уже предложения создать следом премиальный спортивный пакет...

А я вернусь к цитате Уткина в начале. Я не буду проходиться по его лукавству в фразе "Мы должны сами зарабатывать на то, что покупаем", что опровергается примером тех же еврокубков. Основной посыл цитаты я уже подробно разобрал. Хочу вот на что обратить внимание:

"Если вы считаете, что это ерунда, посмотрите - мы не единственный спортивный канал в стране. Евробаскет не купил никто." Уткин снова лукавит. Спортивных телекомпаний в стране две: "НТВ-Плюс" и ВГТРК. В Польше, например, платежеспособных телекомпаний три. В Италии фактически одна, что не мешает быть тамошнему спортТВ не менее качественным, чем в более "конкурентных" странах, и более качественным, чем в России. Известно, что ВГТРК, которая должна, по мнению Уткина, интересоваться всем, что не берёт Плюс, и при этом имеет более широкие бюджетные рамки, довольно странно подходит к своей роли на телерынке. Никаких масштабных закупок она не проводит, следуя строго выработанной ещё 10 лет назад концепции. Медников оживил было рынок (что, возможно, и стало причиной нынешних проблем), но выдержать темп госкорпорация не смогла, и теперь максимум, на что она способна - это Франция.

ВГТРК, кстати, в Евробаскете заинтересована. Точнее, заинтересована в матчах сборной России. Брать полный пакет ей не хочется как раз из-за концепции. У Плюса есть другие причины. Одна из них - это руководство. Именно при Уткине все эти проблемы начались. С футболом, кстати, таких проблем нет, и эту тему Василий Вячеславович всячески избегает. Не зря, наверное. Ведь при желании у Газпрома можно выбить и 200, и 300 миллионов долларов. Но у Уткина/Чуковского такого желания, увы, нет.

Евробаскет, рентабельность, НТВ-Плюс, спутниковое тв, стратегия, прогнозы, тарелка, Триколор, Уткин

Previous post Next post
Up