Сходил посмотреть на
якобы авторское якобы повторение знаменитой «Юдифи» кисти Густава Климта. На афишах выставки в музее Кампа пишут: «Приходите посмотреть картину, история которой опутана тайнами и загадками». Внутри на стене мелким шрифтом честно сознаются, в чем именно заключаются эти самые тайны и загадки...
Афиша выставки «Юдифь на Кампе».
Когда пару лет назад эту же «Юдифь» выставляли в Остраве, тамошние организаторы выставки откровенно врали в лицо благодарной публике: «Приходите посмотреть на картину, которая стоит сотни миллионов долларов». Имея ввиду цену, заплаченную миллиардером Рональдом Лаудером за «
Золотую Адель», хотя остравская «Юдифь» близко рядом с ней не стояла, даже если в итоге вдруг окажется, что ее на самом деле нарисовал Климт. В этом смысле организаторы пражских гастролей «Юдифи» повели себя, как минимум, относительно честно. Рядом с картиной они написали всё, что известно про нее на текущий исторический момент. Прочитать правду стоит 180 крон, поэтому здесь я кратко изложу основные пункты, а вы потом уже сами решите стоит ли идти на выставку.
Сначала идут отмазки, что якобы картина давно не выставлялась и поэтому известна публике лишь по некачественным репродукциям, сделанным еще до реставрации. На самом деле, отличия в глаза не бросаются. Если они и есть, то крайне незначительные. Потом следует чистосердечное признание, что картину никто никогда толком не исследовал и что мировая история искусств, по большому счету, вообще не подозревает о существовании какой-то там остравской версии «Юдифи». Имеется одно-единственное экспертное заключение, как бы подтверждающее авторство Климта. Сделано он было в 1932 году тогдашним директором берлинской Национальной галереи Людвигом Юсти (Ludwig Justi). Причем подлинность этого единственного документа вызывает сомнения. Подпись неразборчива, печать смазана. Не исключено, что это просто подделка.
Информация о продаже картины с аукциона в 1911 году тоже содержится только в этом экспертном заключении. Каталога аукциона, на который ссылается Людвиг Юсти, никто никогда даже в глаза не видел. Причем даже в этом каталоге, который может быть и не существовал в природе, якобы нет ни репродукции, ни упоминания «Юдифи», а есть только номер лота, который совпадает с номером, проставленным на обороте картины. На этом совпадении двух цифр и строится вся доказательная база.
Короче говоря, хотя прямо об этом на стене не пишут, из контекста вытекает, что шансов оказаться оригиналом у остравской «Юдифи» не очень много. Предполагаю, что именно поэтому картину в 1989 году изъяли из постоянной экспозиции пражской Национальной галереи и вернули в запасники галереи в Остраве. По этой же причине, скорее всего, картину до сих пор не показывали ни одному серьезному австрийскому специалисту по творчеству Густава Климта. Сами специалисты тоже почему-то до сих пор не считали нужным упомянуть этот «шедевр» в монографиях о творчестве великого австрийского художника.
Впрочем, есть некоторые зацепки, оставляющие какие-то полпроцента надежды, что это все-таки настоящий Климт. Например, доктор Франц Шёнебек, который якобы владел картиной до ее продажи с аукциона в 1911 году, на самом деле существовал. Причем он работал в музее, который сейчас превратился в венский Музей декоративно-прикладного искусства МАК. Кроме того, на обратной стороне картины сохранился ярлык одной из самых известных тогда венских багетных мастерских. Так что если это даже и фальшивка, то оригинальная фальшивка начала XX века, сделанная еще при жизни Климта.
Визуальный осмотр остравской «Юдифи» на выставке вызывает смешанные чувства. Местами живопись безобразна до невозможного. Даже очень плохому художнику не пристало так рисовать разрез глаз. Повторенная дважды, как будто для тупых, подпись Климта, в двух углах картины только усугубляет подозрения. Однако местами живопись кажется вполне себе климтовской. Особенно голова Олоферна. Впрочем, стоит взглянуть на репродукцию настоящей «Юдифи», как чудовищная пропасть между двумя этими картинами снова становится совершенно очевидной.
Что касается самой выставки... Картин там, на самом деле, всего две. Кроме остравской «Юдифи» выставлен еще отличный пейзаж Густава Климта «Замок Каммер на озере Аттер I» из собрания пражской Национальной галереи. Авторство этой работы не вызывает сомнений. Причем на выставке пейзаж хорошо осветили, так что в какой-то мере он выглядит даже по-новому. Остальные залы занимает графика. Довольно много работ самого Климта. Если кто-то пропустил прошлогодние
юбилейные выставки в Вене или вообще никогда не видел его рисунки - можно сходить посмотреть, чтобы составить себе представление. Хотя нужно понимать, что графика Климта не так самодостаточна, как, допустим, графика его коллеги Эгона Шиле. Это скорее подготовительные наброски к картинам нежели законченные произведения.
Заявленные на афише Альфонс Муха и Франтишек Купка представлены на выставке весьма скупо. Хотя некоторые рисунки Мухи посмотреть занятно. Становится немного более понятно, как он создавал свои знаменитые плакаты.
Еще раз обе «Юдифи» для любителей искать отличия:
Слева: Густав Климт «Юдифь». 1904-05 годы. Собрание Остравской галереи изобразительного искусства, Острава.
Справа: Густав Климт «Юдифь». 1901 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.
Выставка продлится до 22 сентября 2013 года до 1 октября 2013 года.
Адрес: U Sovových mlýnů 2, Praha 1 - Malá Strana.
Открыто ежедневно с 10:00 до 18:00.
Билет на выставку стоит 180 крон, детям, студентам и пенсионерам - 90 крон.
Подробности:
www.museumkampa.cz Апдейет: Выставку продлили до 1 октября.
PS Что больше всего бесит... Я прочитал, наверное, с десяток чешских рецензий на эту выставку. Хоть бы один местный журналист хоть бы на миллиметр усомнился в подлинности остравской «Юдифи». Все тупо перепечатывают мантры из официального пресс-релиза про «приходите посмотреть картину, история которой опутана тайнами и загадками». Хотя, казалось бы, на стене всё написано и глаза тоже почти у всех есть...