Иконописец Кирилл Катков

Jul 25, 2013 11:11

В кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия на Рессловой улице Праги висит большой образ «Снятие с креста». Первый раз я увидел его лет десять назад и с первого взгляда был поражен редкой по выразительности композицией, совсем не типичной для православной живописи. Недавно путем несложных манипуляций мне удалось вычислить имя автора.



Кирилл Катков «Снятие с креста». Фрагмент. 1927 год. Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия, Прага.


Очевидно, что это работа необычайно талантливого живописца. Целиком «Снятие с креста» выглядит так:



Кирилл Катков «Снятие с креста». 1927 год.

Первоначально алтарный образ «Снятие с креста» висел прямо на стене за иконостасом, то есть на самом почетном месте в храме. Вот, например, он на архивной фотографии 1942 года, сделанной во время расследования покушения на Рейнхарда Гейндриха:



Интерьер кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. Архивная фотография 1942 года.

После войны «Снятие с креста» зачем-то перевесили на стену слева от входа, а освободившееся место занял эклектичный набор икон кисти весьма известной художницы Юлии Рейтлингер, в монашестве инокини Иоанны, некоторое время жившей в Праге:



Интерьер кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. Современная фотография.

Авторством «Снятия с креста» я заинтересовался буквально сразу же, как только увидел полотно. Настоятель собора протоиерей Ярослав Шуварский тогда сказал мне, что автором якобы является Виктор Васнецов. Определенная логика в такой версии, конечно, была, ибо сын знаменитого художника Михаил Васнецов, как известно, был священником, жил в Праге и настоятельствовал в соборе святителя Николая на Староместской площади. Однако очевидно, что такая живописная манера совершенно не типична для Васнецова, даже если допустить, что работа не закончена. Посему эту версию я сразу отбросил, как крайне недостоверную, а за неимением более достоверных версий, забыл о проблеме авторства полотна на десять лет.

Какое-то время назад мне попался текст про собор святых Кирилла и Мефодия, где значилось, что автором всех икон для храма были священники Андрей Коломацкий и Михаил Васнецов. Версию про Андрея Коломацкого тоже пришлось сразу отбросить. Его иконы хорошо известны, он довольно старательно следовал православным канонам. Для пражского собора святых Кирилла и Мефодия Андрей Коломацкий написал иконостас северного придела, который по живописной манере даже близко не похож на «Снятие с креста». А вот версия про авторство Михаила Васнецова показалась мне довольно любопытной.

Логично было предположить, что сын выдающегося русского художника тоже хотя бы немного рисовал. Такая экспрессивная композиция и намеренная декоративность вполне могли возникнуть под влиянием живописи Виктора Васнецова. Однако и эту версию тоже вскоре пришлось забраковать. При более пристальном осмотре полотна в правом нижнем углу обнаружилась зашифрованная подпись автора, которую я не замечал раньше. При всем желании в этом ребусе не могло были зашифровано имя Михаила Васнецова:



Кирилл Катков «Снятие с креста». Автограф автора. 1927 год.

Разгадать ребус оказалось довольно просто. Здесь зашифровано: С. KATKOV. Теперь всё сразу же встало на свои места. Автором алтарного образа «Снятие с креста» оказался довольно известный художник-иконописец Кирилл Катков. Он же является автором иконостаса Успенской церкви на Ольшанском кладбище.

Кирилл Катков родился 9 июля 1905 года в Москве в семье профессора римского права Михаила Мефодиевича Каткова. В 1922 году семья Катковых перебралась в Прагу. Юноша учился в Карловом университете и Академии художеств, посещал занятия семинара Никодима Кондакова, крупнейшего специалиста по византийскому и древнерусскому искусству. В 1925 году 20-летний Кирилл Катков написал 64 иконы для для иконостаса и клиросных преград Успенской церкви на Ольшанском кладбище. Одновременно он принимал участи в проектировании православного храма в Ужгороде и давал уроки иконописи упомянутой выше Юлии Рейтлингер.

На этом сведения о пражском этапе биографии Кирилла Каткова раньше исчерпывались. Теперь можно добавить, что в 1927 году 22-летний художник написал большой алтарный образ «Снятие с креста» для кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В этом же году умирает его мать Екатерина Григорьевна Каткова. Не исключено, что в напряженной экспрессии евангельской сцены отразились его душевные переживания от утраты близкого человека. По крайней мере, живопись алтарного образа сильно отличается от живописи иконостаса Успенской церкви.



Кирилл Катков «Снятие с креста». Фрагмент. 1927 год.

В 1929 году Кирилл Катков при содействии замечательного русского художника Ивана Билибина перебрался во Францию. Здесь он слушал лекции по византийскому искусству в Сорбонне, расписал своды романской церкви при замке в Сегонзаке, помогал Билибину в оформлении спектаклей русской оперы, написал в соавторстве с супругой Билибина Александрой Щекатихиной-Потоцкой иконы для русской церкви в Уругвае. В конце 1930-х годов уехал в Аргентину, где расписывал католические храмы. В 1965 году переехал в Нью-Йорк. Расписал церковь в канадском Монреале, выполнил несколько заказов для Музея Рериха, консультировал работы по росписи православной церкви в Ново-Дивеево под Нью-Йорком.

Кирилл Михайлович Катков скончался 27 июня 1995 года в Нью-Йорке в возрасте 89 лет.

Отец художника Михаил Мефодиевич Катков в эмиграции стал одним из основателей Русского юридического факультета в Праге, где читал лекции по истории римского права. Он умер в 1941 году в Праге и похоронен на Ольшанском кладбище рядом с супругой. Старший брат Георгий в 1931 году перебрался из Праги в Великобританию, где стал профессором Оксфордского университета и преподавал русскую историю. Умер в 1985 году в Оксфорде и тоже похоронен на Ольшанском кладбище.

Фото: Владимир Поморцев / www.pomortzeff.com

путеводитель по праге, русская чехия, православие, прага, религия

Previous post Next post
Up