10 выставок, которые стоит посетить этой осенью

Sep 27, 2015 10:23

Шедевры Казимира Малевича, Густава Климта, Александра Родченко, Сандро Боттичелли, Ганса Гольбейна Младшего, Франсиско де Сурбарана, Лукаса Кранаха Младшего, Павла Филонова, Иеронима Босха и Валентина Серова на главных художественных выставках этой осени в европейских музеях.





В поисках ноля-десяти
Базель, Швейцария
Fondation Beyeler
4 октября 2015 года - 10 января 2016 года
www.fondationbeyeler.ch

В декабре 1915 года в Петрограде открылась Последняя футуристическая выставка картин 0,10 (ноль-десять), на которой публике впервые был представлен «Черный квадрат» Казимира Малевича. По случаю столетнего юбилея легендарной выставки швейцарский Фонд Бейелера предпринял невероятное - собрал вместе почти все картины, которые были показаны тогда в Петрограде, включая основные супрематические шедевры Казимира Малевича. Без сомнений, это главный выставочный блокбастер сезона в европейских музеях. Правда, того самого «Черного квадрата» на выставке нет. Картина не подлежит транспортировке. Вместо оригинала 1915 года из Третьяковки в Базель привезли авторское повторение 1929 года такого же размера, которое Малевич сделал для своей персональной выставки в Москве.



Последняя футуристическая выставка картин 0,10 (ноль-десять), Петроград, зима 1915 года. Зал с работами Казимира Малевича. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва.



Казимир Малевич «Супрематизм», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург.



Казимир Малевич «Черный квадрат», 1929, Третьяковская галерея, Москва.



Казимир Малевич «Супрематизм», 1915, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Женщины Климта, Шиле и Кокошки
Вена, Австрия
Lower Belvedere
22 октября 2015 года - 28 февраля 2016 года
www.belvedere.at

Выставка посвящена теме женщин в творчестве трех главных австрийских художников начала XX века - Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Особенно интересен в этом контексте Климт. Его блистательные женские портреты сегодня рассеяны по музеям и частным коллекциям по всему миру. На венской выставке удалось собрать вместе сразу 12 полотен художника, в том числе один из главных шедевров Климта - «Три возраста женщины» из собрания Национальной галереи современного искусства в Риме. Великолепный портрет Евгении Примавези, некогда украшавший виллу Примавези в чешском Оломоуце, привезли аж из Японии, огромное полотно «Золотая рыбка» - из швейцарского Золотурна, а картина «Сёстры» из австрийского частного собрания за последние десятилетия вообще выставлялось лишь однажды и до недавнего времени была известна только по черно-белым репродукциям. Получилось невероятно интересно.



Густав Климт «Три возраста женщины», 1905, Национальная галерея современного искусства, Рим.



Густав Климт «Портрет Евгении Примавези», 1913-1914, Городской художественный музей, Тоёта, Япония.



Густав Климт «Подруги» («Сёстры»), 1907, частное собрание, Вена.



Густав Климт «Портрет Гермины Галлии», 1904, Национальная галерея, Лондон.



Густав Климт «Портрет Фрицы Ридлер», 1906, Галерея Бельведер, Вена.



Густав Климт «Золотая рыбка», 1901-1902, Художественный музей, Золотурн, Швейцария.



Эгон Шиле «Объятия» («Влюбленные II»), 1917, Галерея Бельведер, Вена.

Любовь во время революции
Вена, Австрия
Kunstforum Wien
14 октября 2015 года - 31 января 2016 года
www.kunstforumwien.at

Выставка посвящена знаменитым парам Русского авангарда. Произведения из крупнейших российских музеев и частных коллекций представляют пять творческих и семейных дуэтов - Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Варвары Степановой и Александра Родченко, Любови Поповой и Александра Веснина, Ольги Розановой и Алексея Крученых, Валентины Кулагиной и Густава Клуциса.



Наталья Гончарова «Спас», 1910-1911, Третьяковская галерея, Москва.



Михаил Ларионов «Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва.



Александр Родченко «Абстрактная композиция №60», 1918, частное собрание.



Варвара Степанова «Карикатура на Александра Родченко», 1922, частное собрание.



Александр Веснин «Обложка каталога выставки 5х5=25», 1921, Музей архитектуры имени А.Щусева, Москва.



Любовь Попова «Живописная архитектоника», 1918, Третьяковская галерея, Москва.

Франсиско де Сурбаран
Дюссельдорф, Германия
Kunstpalast Düsseldorf
10 октября 2015 года - 31 января 2016 года
www.smkp.de

Большая выставка одного из важнейших представителей Золотого века испанской живописи. Всего около 70 картин Франсиско де Сурбарана со всего мира, в том числе сразу восемь его знаменитых натюрмортов. Несколько полотен из частных собраний никогда раньше не демонстрировались на публике. Представленный на выставке мифологический цикл Сурбарана про подвиги Геракла обычно висит высоко под потолком в постоянной экспозиции Прадо, так что это редкий шанс посмотреть его вблизи.



Франсиско де Сурбаран «Геркулес и Лернейская гидра», около 1634 года, Музей Прадо, Мадрид.



Франсиско де Сурбаран «Святой Франциск», 1658-1660, Старая Пинакотека, Мюнхен.



Франсиско де Сурбаран «Агнец Божий», 1635-1640, Музей Прадо, Мадрид.

Коллекция Райнхольда Вюрта
Берлин, Германия
Martin-Gropius-Bau
11 сентября 2015 года - 10 января 2016 года.
www.berlinerfestspiele.de

Выставка основных шедевров крупнейшей в Европе частной художественной коллекции. Более 400 произведений из собрания немецкого предпринимателя и мецената Райнхольда Вюрта, в том числе знаменитая «Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего. Один из ключевых шедевров немецкого Ренессанса обычно выставлен под полупрозрачным бронированным стеклом в музее крошечного немецкого городка Швебиш-Халль, куда доберется только самый неленивый ценитель живописи. Теперь алтарный образ временно можно увидеть в Берлине в окружении работ Пабло Пикассо, Рене Магритта и Макса Эрнста.



Ганс Гольбейн Младший «Дармштадтская мадонна» («Мадонна бургомистра Мейера»), 1525-1528, собрание Райнхольда Вюрта.

Ренессанс Боттичелли
Берлин, Германия
Gemäldegalerie
24 сентября 2015 года - 24 января 2016 года
www.smb.museum

Выставка исследует влияние знаменитого мастера итальянского Возрождения на последующие поколения художников. Полсотни картин самого Боттичелли, в том числе его поздний шедевр «Мистическое Рождество» из лондонской Национальной галереи. Плюс еще сотня произведений художников, в разные годы творчески переосмысливших наследие Боттичелли - от Вильяма Бугро и Данте Габриэля Россетти до Энди Уорхла и фотографа Дэвида Лашапеля.



Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество», 1500, Национальная галерея, Лондон.



Сандро Боттичелли «Венера», 1490, Государственные музеи, Берлин.



Сандро Боттичелли «Портрет молодого человека», 1480-1485, Национальная галерея, Вашингтон.



Данте Габриэль Россетти «Дневной сон», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон.



Вильям Бугро «Рождение Венеры», 1879, Музей Орсэ, Париж.

Казимир Малевич
Бергамо, Италия
Galleria d’Arte Moderna e Contemporanea di Bergamo
2 октября 2015 года - 17 января 2016 года
www.mostramalevic.it

Еще одна большая выставка Казимира Малевича проходит сейчас в итальянском Бергамо. Здесь представлены не только его супрематические композиции, а весь творческий путь выдающегося русского художника - от ранних символических опытов до поздних портретов, в которых причудливо переплетаются соцреализм, авангард и традиции итальянского кватроченто. Поскольку выставка целиком подготовлена Русским музем, доминируют работы из так называемого второго крестьянского цикла 1930-х годов, когда Малевич разрабатывал концепцию супранатурализма. Одна из версий «Черного квадрата», впрочем, тоже присутствует.



Казимир Малевич «Скачет красная конница», 1928-1932, Русский Музей, Санкт-Петербург.



Казимир Малевич «Голова крестьянина», 1928, Русский Музей, Санкт-Петербург.



Казимир Малевич «Спортсмены», 1930-1931, Русский Музей, Санкт-Петербург.

Лукас Кранах Младший
Виттенберг, Германия
26 июня - 1 ноября 2015 года
www.cranach2015.de

По случаю 500-летия известного немецкого художника в его родном Виттенберге удалось собрать вместе сразу 120 его картин. Хороший повод удостовериться, что младший Кранах был вполне себе самодостаточным мастером, а не только копировал шедевры своего более знаменитого отца. Одновременно в местной приходской церкви Девы Марии можно увидеть так называемый Алтарь Реформации кисти Лукаса Кранаха Старшего, в работе над которым, как считается, ему помогал сын.



Лукас Кранах Младший «Геркулес и Омфала», 1535, Государственный музей искусств, Копенганен.



Лукас Кранах Младший «Воскресение Христово», 1580, Музей изобразительных искусств, Лейпциг.



Лукас Кранах Старший «Тайная вечеря», 1547, центральная панель алтаря приходской церкви Девы Марии, Виттенберг.

Павел Филонов
Малага, Испания
Colección del Museo Ruso
14 августа 2015 года - 10 января 2016 года
www.coleccionmuseoruso.es

Большая выставка выдающегося русского художника Павла Филонова из собрания Русского музея. Среди прочего представлены его важнейшие шедевры «Пир королей» и «Святое семейство». В российских музеях выставок Филонова давно не случалось, а в постоянных экспозициях Третьяковки и Русского музея висят всего несколько его работ. Так что это довольно уникальная возможность обстоятельно познакомиться с творчеством одного из ключевых представителей Русского авангарда, ради которой стоит задуматься над поездкой в Испанию.



Павел Филонов «Пир королей», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург.



Павел Филонов «Крестьянская семья» («Святое семейство»), 1914, Русский музей, Санкт-Петербург.



Павел Филонов «Животные», 1925, Русский музей, Санкт-Петербург.

От Босха до Брейгеля
Роттердам, Нидерланды
Museum Boijmans Van Beuningen
10 октября 2015 года - 17 января 2016 года
www.boijmans.nl

Хотя формально выставка посвящена непристойным сторонам повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения, главное на ней - количество собранных вместе шедевров Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. К четырем работам Босха из собственного собрания Музея Бойманса ван Бёнингена добавился знаменитый триптих «Воз сена» из мадридского Прадо. Одновременно к местному шедевру Питера Брейгеля Старшего «Малая Вавилонская башня» присоединился «Разоритель гнезд» из собрания венского Музея истории искусств. Даже если Роттердам вам не по пути, стоит держать в уме, что все эти перемещения шедевров в пространстве затеяны ради того, чтобы летом 2016 года в Мадриде состоялась грандиозная выставка Босха, на которой будет представлено сразу 60 его работ, а осенью 2018 года - не менее грандиозная выставка Питера Брейгеля Старшего в Вене.



Иероним Босх «Стог сена», около 1516 года, Музей Прадо, Мадрид.

Валентин Серов
Москва, Россия
Третьяковская галерея
7 октября 2015 года - 17 января 2016 года
www.tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея отмечает 150-летие выдающегося русского портретиста грандиозной выставкой, на которой собраны вместе практически все работы Валентина Серова. Помимо хрестоматийных шедевров вроде «Девочки с персиками» или «Похищения Европы», представлены не очень известные произведения из двух десятков российских и пяти зарубежных музеев. Парадный портрет императора Александра III в мундире датского королевского лейб-гвардии полка привезли из Копенгагена, а портрет Марии Николаевны Акимовой - из Еревана. Впервые в истории выставлены вместе два портрета кузины художника Марии Яковлевны Львовой, в девичестве Симонович. Ее портрет 1895 года привезли из парижского Музея Орсэ, а написанный семью годами ранее портрет из собственного собрания Третьяковской галереи больше известен как «Девушка, освещенная солнцем». Выставка занимает сразу три этажа здания Третьяковки на Крымском валу.



Валентин Серов «Похищение Европы», 1910, Третьяковская галерея, Москва.



Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея, Москва.



Валентин Серов «Марии Яковлевны Львовой», 1895, Музей Орсэ, Париж.



Валентин Серов «Портрет Марии Николаевны Акимовой», 1908, Национальная галерея Армении, Ереван.



Валентин Серов «Портрет княгини Ольги Орловой», 1911, Русский музей, Санкт-Петербург.

Перечень выставок отражает мои личные предпочтения и не претендует на объективность. То есть это выставки, на которые либо я сам точно собираюсь поехать посмотреть, либо очень хотел бы поехать. Текст проиллюстрирован исключительно произведениями, которые представлены на упомянутых выставках (хотя ошибки, разумеется, возможны).

лучшие выставки, выставка, десятка

Previous post Next post
Up