Как изменилась Прага за 15 лет

Feb 11, 2014 11:11

Как уже было сказано, недавно исполнилось пятнадцать лет как я перебрался в Прагу на постоянное жительство. Меня просили рассказать, как изменился город за это время. Выполняю просьбу. Главное отличие, разумеется, в том, что пятнадцать лет назад «деревья были выше, а трава зеленее». Однако есть и менее принципиальные отличия.



Художник Антонин Вотава, более известный как Чёрт с Карлова моста, например, больше не рисует на мосту. Пара слов о его судьбе в конце поста.

За отчетные 15 лет в Чехии сменилось три президента и девять премьеров. Когда я приехал в Прагу, президентом еще дорабатывал Вацлав Гавел, а премьером только-только стал нынешний президент Милош Земан (тогда он еще довольно уверенно пользовался ступеньками). За последующие годы премьерами успели побывать такие колоритные персонажи как Иржи Пароубек или Станислав Гросс. Не скажу, что кто-то много потерял, если вдруг не застал Пароубека в роли бульдозера главы правительства, а вот жить в стране, где президента зовут Вацлав Гавел было довольно приятно. Чисто эстетически.

Визы:

- Чехия ввела визы для России и бывших советских республик. Когда я приехал сюда 15 лет назад, туристических виз не было вообще. Достаточно было просто предъявить паспорт на границе. Через 30 дней достаточно было на один день съездить в Братиславу и опять вернуться в Чехию на следующие 30 дней. Многие так жили здесь годами, каждый месяц катаясь в Словакию. Я успел съездить в Братиславу только один раз.

- Чехия вошла в Европейский Союз и Шенгенскую зону. Раньше каждая поездка в соседнюю Германию или Австрию предполагала оформление визы с неизбежными иезуитскими допросами в посольствах и очередями на морозе у закрытых ворот (примерно как сейчас в русском консульстве, или даже хуже). Я успел оформить таким образом две австрийские и две немецкие визы.

Деньги:

- Вышли из обращения геллеры (чешские копейки) и бумажные купюры достоинством 20 и 50 крон. Кто не застал, на синеньких 20-кроновых банкнотах был нарисован король Пржемысл Отакар I, на розовеньких 50-кроновых банкнотах - святая Анежка.

- Я очень плохо запоминаю цифры, но, по ощущениям, цены выросли минимум вдвое. Когда геллеры еще были в ходу, самые ходовые булочки («гоуски» и «роглики») стоили меньше кроны за штуку. Пол-литра пива в пивной стоили, кажется, 8-12 крон. Поправьте меня, кто помнит цифры лучше.

- Крона подорожала по отношению к доллару вдвое. Когда я только приехал сюда, за один доллар давали порядка 40 крон. Вскоре доллар стоил уже 42 кроны, чтобы за последующие годы сначала упасть до 14 крон за доллар и потом снова немного подрасти до нынешних 20 крон.

Общественный транспорт:

- Пражские трамваи перестали соблюдать расписание. Пожалуй, это одно из главных разочарований за все 15 лет моей жизни здесь. Раньше по пражским трамваям можно было сверять часы. Последние два года приехавший вовремя трамвай - скорее повод для удивления. По крайней мере, у меня в Голешовицах, к сожалению, теперь так.

- Цена абонементов выросла втрое. Билеты, которые сейчас стоят 24 и 32 кроны, 15 лет назад стоили 8 и 12 крон соответственно. Правда, тогда по первому билету можно было проехать, кажется, всего 3 станции метро или 15 минут на трамвае без пересадки, а второй билет действовал 60 минут вместо нынешних 90 минут.

- Построили восемь новых станций метро. Появилось продолжение красной ветки до Летнян (раньше она заканчивалась станцией «Надражи Голешовице») и новая конечная на зеленой ветке (раньше конечной была «Скалка»). Плюс запустили станции «Глоубетин» и «Колбенова» на желтой ветке (раньше поезда следовали на «Чёрный мост» без остановки на этих двух станциях).

Личный транспорт:

- Построили немного полезных автомагистралей. Из дорог, существенно облегчивших перемещение по стране, отметим продолжение автобана из Праги через Брно до Остравы (раньше он заканчивался в Брно), завершение автобана из Праги до Градца Кралове (раньше где-то в районе Подебрад начиналась совершенно жуткая дорога в две полосы) и строительство объездной дороги вокруг Пльзени (раньше весь транзитный транспорт ехал через центр города, что занимало примерно час времени вместо нынешних 10 минут в объезд). Плюс почти закончили автобан до Дрездена. Раньше сразу за Ловосицами начиналась обычное шоссе до самого Дрездена. Ни тоннелей на границе, ни тоннелей в самом Дрездене не было.

- Начался и закончился транспортный коллапс вокруг радио «Свободы». Сразу после терактов в Нью-Йорке вокруг здания радиостанции на Вацлавской площади установили бронетранспортеры, проезд со стороны Национального музея на несколько лет вообще закрыли, а обе половины магистрали сузили, кажется, до пары полос. В самом центре Праги образовалась очень надежная пробка, которая рассосалась только через много лет с переездом «Свободы» на пустырь около Виноградского кладбища. Здание на Вацлаваке теперь занимает Национальный музей.

- Началась бесконечная эпопея со строительством тоннеля Бланка. Сегодня в это уже практически невозможно поверить, но я застал счастливое время, когда Бланку еще не строили. Потом начался многолетний транспортный ад, когда из-за строительства тоннеля перекрывались целые районы города. Теперь я вместе с остальными пражанами мечтаю дожить до того момента, когда многострадальная Бланка наконец заработает.

- Сильно подорожал бензин. Кажется, 15 лет назад бензин стоил порядка 18 крон за литр. Поправьте, кто помнит цифры лучше.

Визуальные отличия:

- Построили довольно много хороших зданий. Из пражских новостроек, возведенных за последние 15 лет, мне нравится стеклянный дом с башенкой в самом низу Вацлавской площади (раньше на этом месте был вход в метро) и почти все офисные здания на Роганской набережной в Карлине. Сильно не нравится мне, пожалуй, только угловой стеклянный дом «Золотой ангел» на Анделе, построенный по проекту француза Жана Нувеля, и торговый центр «Палладиум» на площади Республики. Последний, главным образом, из-за сноса исторической застройки на этом месте и варварской реконструкции здания казарм (ставших теперь входом в торговый центр). Вообще же можно сказать, что с добротной современной архитектурой Праге пока везет.

- Установили много очень плохих памятников. На мой вкус, почти все пражские памятники последних лет не удались. Конечно, это не так безобразно, как Церетели в Москве, но всё-таки бросается в глаза. Особенно не нравятся мне президент Масарик на Градчанской площади, президент Бенеш на Лоретанской площади, Ярослав Гашек на Жижкове, Кафка в Еврейском городе и Дворжак перед Рудольфинумом. Чемпионом по уродливости, конечно же, является нелепая штуковина на газоне перед метро «Малостранская», символизирующая героев Сопротивления. Пара неплохих памятников тоже появилась. Отметим, например, мемориал жертвам коммунизма работы Олбрама Зоубека на Уезде, крест на месте самосожжения Яна Палаха на Вацлавской площади и памятник Черчиллю на одноименной площади на Жижкове. Последний, впрочем, является копией лондонского памятника.

- Прага наполнилась творениями скульптора Давида Черного. Гигантские младенцы на телебашне, святой Вацлав на перевернутой лошади в Люцерне, писающие человечки на Малой Стране и «Анальный буфет» в галерее Futura появились за последние 15 лет. Честно говоря, мне доставляет жить в городе, так плотно нафаршированном хорошей современной скульптурой, несмотря на изобилие очень плохих памятников.

Туризм:

- Собор святого Вита в Пражском Граде стал почти полностью платным. Раньше платная зона начиналась только в середине собора. Посмотреть на витраж Альфонса Мухи можно было даром. Потом собор на какое-то время стал полностью бесплатным. Теперь же бесплатно разрешают только постоять около самого входа. Одновременно платной стала Золотая улочка. Кроме Праги, платные улицы я встречал еще только в Непале. Причем самое свинство, что нельзя купить билет на одну Золотую улочку, а только общий билет по всем объектам Пражского Града (кстати говоря, если кто-то вдруг не в курсе, очень ранним утром и поздним вечером, когда кассы закрыты, а территория Града уже или еще открыта, на Золотую улочку, вроде как, можно просочиться бесплатно).

- Выставлены Святовитский клад и «Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Это лучшие музейные экспозиции, появившиеся в Праге за отчетный период. Святовитский клад почти двадцать лет пролежал в сейфах. Огромные полотна Альфонса Мухи из цикла «Славянская эпопея» еще недавно демонстрировались в городке Моравский Крумлов, куда добирался только самый неленивый ценитель живописи.

- Завершена продолжавшаяся почти четверть века реставрация капеллы Святого Креста в Карлштейне. Видимо, это самый ценный готический интерьер на территории Чехии и точно ценнейшее собрание средневековой живописи в стране. Когда я только приехал в Прагу, в монастыре святой Анежки как раз работала офигенная выставка всех досок Мастера Теодорика. Их выставили перед отправкой в Карлштейн. Это было нечто. Второй такой выставки на моем веку, видимо, больше не случится. Сейчас в монастыре святой Анежки демонстрируются только пять досок Мастера Теодорика. Остальные смонтированы на стенах капеллы Святого Креста в Калштейне, где их невозможно рассмотреть вблизи.

На этом, пожалуй, хватит с отличиями. Теперь обещанная пара слов о судьбе Чёрта с Карлова моста...

Художник Антонин Вотава на протяжении 40 лет оставался живой достопримечательностью Праги. Каждый день он приходил на Карлов мост, чтобы рисовать там свои автопортреты с рожками и незатейливые пражские пейзажи. Рассказывают, что художник обосновался на мосту еще в 1969 году. Теперь его место около Малостранских мостовых башен пустует. Антонин Вотава умер в октябре 2009 года на 66-м году жизни. Выглядели его рисунки примерно так:





Художник Антонин Вотава на своем рабочем месте на Карловом мосту.

ЗЫ Долгожители Праги приглашаются в камменты дополнить мой списочек своими отличиями.

Фото: Владимир Поморцев / www.pomortzeff.com

пятнадцать лет назад, мемуар, я, прага, чехия, фото

Previous post Next post
Up