Поскольку газовоукраинская тема вновь стала актуальной, а неполитизированной аналитики мало, я решил написать свои соображения.
1. Вначале картинка для привлечения внимания - график количества газа в газохранилищах Украины:
Как видно, сейчас у Украины запасы газа выше, чем в 2015м и 2017м в то же время.
Так что замерзнуть не должны, хотя наклон графика сейчас и максимален.
(источник:
https://agsi.gie.eu/#/historical//UA, 1 млрд. кубометров = 11,4 TWh)
2. Далее - причины проблемы:
В контракте указано, что Украина должна поставлять в Европу столько газа, сколько получает из России.
Приходящий из России газ при транзите через Украину частично потребляется украинскими потребителями, а разница восполняется Украиной или из газовых хранилищ на западе страны, или по реверсу.
То есть например: Газпром поставил 300 млн. кубов в сутки - Украина 50 млн. потребила, 250 млн. перегнала на запад, а чтобы возместить использованные 50млн. - 30млн. подняла из своих хранилищ, а 20млн. купила у Словакии по реверсу.
Это обычная ситуация.
Но сейчас холода.
Как следствие, потребление газа выросло, и Украине уже надо скажем 150млн кубометров для внутреннего потребления, то есть надо как-то находить ещё не 50, а 150млн кубометров.
Мощности хранилищ по отбору ограничены примерно в 100млн. кубометров в сутки, и выходит, что при таком сценарии Украина оказывается перед непростым выбором:
- или как-то снизить внутреннее потребление со 150 до 100млн. кубометров в сутки (200 перегоняем на запад, 100 подымаем из хранилищ)
- или нарушать контракт с Газпромом, получая 300 млн кубов, а поставляя в Европу 250млн. (150 перегоняем на запад, 100 подымаем из хранилищ), и тем самым выставлять себя как ненадежного транзитёра (а Газпром тут же обвинит Украину в этом)
- или попробовать купить у Газпрома доп. объемы - но он отказал
- или попробовать купить по реверсу недостающий газ - то в такое время лишнего газа в нужных объёмах обычно нет ни у кого (также, что касается небольшого снижение давления Газпромом - то это видимо для того, чтобы европейские страны не могли давать Украине газ по реверсу, чтобы у них объемов хватало только для своего потребления)
Выбран первый вариант - как-то снизить внутреннее потребление, и четвертый - купить газ по реверсу.
Так что эту проблему Украина выдерживает и в этом году выдержит.
А вообще - подобная ситуация возникает каждый раз, когда большие холода, и от неё не уйти (так как оптимальное потребление газа Украиной в холода превышает её мощности по подъёму газа из хранилищ)
Точнее, можно гибко маневрировать, если холода только на Украине, или если холода только в Европе, но в ситуации когда холода одновременно и там и там - ничего не поможет, газ оказывается одновременно нужен и там и там.
3. Вообще говоря, по договору Газпром и Нафтогаз должны ежегодно в конце года подписывать доп. соглашение на будущий год, где зафиксировать объём поставок и его распределение по кварталам (условно говоря: покупаю за год 12 млрд. кубов, по кварталам: 4 в первом, 3 во втором, 2 в третьем, 3 в четвертом), после чего ежесуточные поставки рассчитываются и происходят исходя из этого объёма (условно - раз в первом квартале объем поставок 4 млрд кубов и в нем 90 дней - то получается объем поставок 45млн кубов в каждые сутки)
Сейчас такого доп. соглашения на 2018 год нет, и Украина ничего не покупала ни в январе, ни в феврале, но подала заявку на покупку в марте.
Газпром отказал, мотивируя необходимостью вначале подписать доп. соглашение, где зафиксировать поквартальные объемы, а потом поставлять, исходя из них.
Раз Соглашения нет и объем на первый квартал не определен - то и обязанности поставлять газ по данному разовому запросу у Газпрома нет (в договоре указано, что если допник не подписан, то действуют объемы согласно предыдущему году - но и 2017 году объемы были нулевые, Украина ничего не покупала)
Претензию в Стокгольм можно было бы предъявить, если бы Газпром вообще отказался поставлять газ в 2018 году - но такого нет.
В старые времена Газпром иногда проявлял гибкость и продавал Украине дополнительные объемы в подобные сложные периоды - но сейчас уже нет.
4. Что касается заявки Газпрома на расторжение контрактов, то учитывая скорость рассмотрения вопросов в Стокгольмском Арбитраже, вопрос будет решен примерно тогда, когда они истекут сами, в конце 2019 года.
Так что смысл этого действия немного иной: поставить Европу перед реальной угрозой остановки украинского транзита, сделав ее более лояльной к проектам обходных газопроводов, в первую очередь второй ветки «Северного потока». (из хорошей статьи
в "Коммерсанте"), и вот
ещё одна толковая статья.
5. Что касается решений Стокгольмского суда и их справедливости/несправедливости - то это отдельная сложная тема, долго писать.
Там всё неоднозначно.
6. Про перспективы будущего - выбран стратегический курс на отказ от украинского транзита, он и реализуется (Северный поток-2, Турецкий поток). Бывают проблемы, как с Южным потоком, и с противодействием СП-2, но стратегически идет движение вперед.
Украинский контракт на транзит заканчивается в конце 2019 года, и думаю что будет при посредничестве ЕС новый контракт на транзит с Украиной года на два и на меньший ежегодный объём.
При этом при уменьшении объёма рентабельность ГТС Украины упадёт, а все проблемы и попытки поднять тариф Газпром будет использовать как аргумент для ускорения строительства потоков.
Так что стратегически, через несколько лет, украинский транзит сильно снизится, а может даже и обнулится.
Это сразу и потеря доходов для Украины, и физическое изменение направления транзита газа с западного на восточное, что подымет реальную цену газа для Украины.