Я вбил в гугле "советская мультиликация" и там сплошь герои короткометражек были и вот эти зайки. Выбор очевиден.
Не далее, как три дня назад я посмотрел Остров сокровищ и это был последний советский мультик из тех, что я должен был посмотреть в рамках ивента "Топ 100 полнометражных мультфильмов Кинопоиска", так что подвожу итог, как это было с Диснеем. Скажу сразу, в детстве меня все полнометражки обошли стороной, так что к просмотру приступал с чистого листа, так сказать, правда это было очень сложно, после Диснея-то, попробуй тут сразу отпустить то графическое великолепие и спокойно смотреть на Конька горбунка, но раз уж назвался груздём, то, будь так добр, полезай в котелок. Начало этого марафона меня совсем не порадовало ибо вышеупомянутый Конёк ничего, кроме сна, не навевал, да ещё и как раз его пришлось смотреть три раза, т.к. пользователи Кинопоиска голосуют наобум и умудрились даже американскую версию прихватить в топ, молодцы, заставили меня, хотя больше даже
vasiliitierkin попотеть нехило так, но в итоге, общими усилиями, удалось докопаться до правды. Больше всего порадовали, как ни странно, пятидесятые, такое чувство, что только в те годы мультипликаторы Союзмультфильма пытались показать реальное качество, полную отшлифованность своих продуктов, которыми не стыдно и перед американами помахать, мол, смотрите, а мы ведь тоже не лыком шиты. Имею в виду чудесную адаптацию незабыевамой Гоголевской истории про чёрта, кузнеца Вакулу и черевички, которую все знают, как Ночь перед рождеством, получилось у сестёр Брумберг на все сто. И прям вообще идеальный со всех сторон Двенадцать месяцев, который я что-то совсем обделил вниманием, видимо просто критиковать его невозможно, только хвалить, а я не так уж и много эпитетов знаю, поэтому достаточно сказать, что это самая качественная анимация из всех виденных мною в проектах Союзмультфильма, прям Дисней-Дисней, как я и люблю. Дальше пошёл мрак. Почему-то каждый из тогдашних мультоделов решил пойти своим путём и в итоге вплоть до восьмидесятых годов там творилось чёрт знает что. То супермрачная Снежная королева, которая, опять же, подействовала на меня похлеще любого димедрола, т.е. спал я как убитый, из-за этого приходилось перематывать и смотреть пропущенные участки время от времени, но то такэ, главный сюрприз был впереди. Дикие лебеди... ох, мне его не забыть никогда, я в жизни не видел подобной халтуры, грязь размером с кулак в кадре, самый примитивный в мире рисунок, отсутствие фонов, как таковых, и даже сама история какая-то муторная, ужас, даже подходить к нему боюсь. Сюрпризы не закончились и дальше, чего стоил только хронометраж Маугли - полтора грёбаных часа, за это время и умереть можно, наблюдая подобную, в общем то безрадостную картинку, да, очень точно передающую оригинал, но очень уж грубую. Последним испытанием был двойной просмотр Конька горбунка, но об этом я уже писал выше. Дальше уже как-то получше стало, ибо Тайна третьей планеты, сами понимаете, она разочаровать попросту не может. Зато Иванов-Вано вполне способен, шутка ли, в 1984 выпустить что-то на подобии Сказки о Царе Салтане, это ж позорище какое-то, качество нулевое, сама сказка сплошное повторение одного и того же, нарисовано отвратно, художник явно не умеет в анатомию, или это он трансгендера рисовал? Мало верится, поэтому заклеймлю нещадно, как образец наплевательства на всё и вся, закидайте меня камнями, но так и есть, это как с Диснеевскими Спасателми, сделали чисто шоббуло, и жрите. Ох, разошёлся я, отдушиной мне стал абсолютно непримечательный, скромно стоящий в уголочке мультик с настораживающим названием Смех и горе у Бела моря, который на поверку оказался невероятно годным, хоть и состоящим чуть менее, чем полностью из короткометражек, проектом, со своей незабываемой стилистикой и атмосферой. Мне, как носителю немного специфичного закарпатского диалекта, особенно приглянулся Архангельский говор, он просто невероятен, готов слушать вечно, тем более в исполнении Леонова... маст си, в общем. А вот Остров сокровищ разочаровал, те киношные вставки... век бы их не видел, тем более, что в плане анимации всё прям отлично-отлично-отлично, сразу узнаётся стиль режиссёра, плюс тут ещё и отличные образы с тучей юмора, ну вот всё идеально, всё, кроме тех нелепых вставок. Вот так и прошёл советский период. Могу отметить невероятную непоследовательность проектов, которая присуща только студиям, которые делают некоммерческий продукт, какими и были все студии Совка, ну, то есть, государство финансировало и они делали, не боясь провалов и прочей подобной фигни, которая запросто могла угробить частные студии, типа Диснея, поэтому и видим в одно время идеально проработанные проекты, которые и продать можно, если что, а уже чуть погодя откровенно нишевый, не понятно для кого сделанный продукт, мол, я так вижу, отстаньте и пилите там своего Маугли, а у меня тут искусство. Вот такая беспечность с одной стороны позволила появиться на свет уникальным и интересным проектам, типа Смех и горе у Бела моря, но с другой стороны часто над мультами недостаточно работали и выпускали абы что, а это не есть хорошо. Думаю, коммерческий подход всё же более оправдан, у него хоть логика имеется, цель какая-то, тут я таковой не наблюдаю, абсолютная разношёрстность и принцип "делаем кто во что горазд". А вообще, советская мультипликация опиралась на короткометражки, ибо надо было заполнять телик детским образовательным контентом, и вот всякие там Ну погоди, Цветик-семицветик, Чебурашка и крокодил Гена, Мойдодыр, Простоквашино и т.д. и т.п. мне запомнились хорошо, видел я их не один десяток раз, так что логичнее было бы рассматривать вот с этой стороны, но короткометражки меня не сильно интересуют, да и писать про них смысла мало, поэтому сужу по полному метру. И вот он, ребята, далеко не Дисней, уж извините, если задеваю чьи-то чувства, ну не хватает им какой-то общей идеи, стержня, направления, который был характеризовал студию\страну, да и качество не то, и финансирование далеко не то, в общем всё не то и не как у людей, во, так и напишу в заголовке. Короче, анимация совка - нормально, местами даже очень, но очень уж неравномерно всё у них, смотреть только по рекомендациям, подряд ни в коем случае.