Антон
mymaster Буслов написал прекрасный (как всегда он это делает)
пост про дороги, коррупцию и РосЯму.
Обязательно почитайте его. Там много и обстоятельно рассказывается о том, какой должна быть дорога, как трудно правильно построить дорогу, и почему ещё сложнее её правильно отремонтировать.
Там очень подробно расписано, почему сейчас в какой-нибудь условной Самаре невозможно правильно отремонтировать ни единого метра дороги. И очень правильно отмечено, что причины этой невозможности - политические. Более того, прямо сказано, что по политическим причинам дороги в стране нормально не ремонтировались уже 20 (двадцать) лет, и что теперь это ещё и серьёзная технологическая проблема.
Пост действительно хороший, но в нём не хватает ровно одного - программы конкретных действий для недовольного сложившейся ситуацией гражданина. Антон, как честный человек, сам признаётся в том, что не знает, как решать такую проблему. И делает робкое предположение, что ситуация изменится только при массовом понимании проблемы населением.
При этом Антон не считает правильным способ решения проблемы, предлагаемый РосЯмой. Насколько я понимаю, Антон считает, что действия активистов РосЯмы "размывают" выделяемые на ремонт дорог деньги на много мелких ямочных ремонтов, что затрудняет осуществление крупного, "правильного" дорожного ремонта с очисткой ливнёвки и заменой балластной основы.
Я, разумеется, не могу пройти мимо столь убедительной критики
"РосЯмы" и постараюсь на неё ответить не менее убедительно.
Для начала давайте ответим на вопрос: что же такого случилось двадцать лет назад, когда дороги перестали ремонтироваться? Для меня совершенно очевидно, что двадцать лет назад развалился СССР, в результате чего многие общественные механизмы перестали работать либо временно, либо постоянно. Одним из таких сломанных механизмов оказалась и система ремонта дорог. Давайте я подробно расскажу, из чего эта система состоит, и какие именно детали оказались сломанными. (Необходимое пояснение: когда чуть ниже я буду говорить про дороги - ровно ту же самую логику можно распространять на остальные обественные отношения: ЖКХ, медицину, образование, безопасность и так далее)
В самой основе у нас есть люди, которые хотят ездить по дорогам (учиться, лечиться, жить в безопасности, в тепле и уюте, и так далее).
Поскольку строительство и содержание дороги - это сложная инженерная задача, то очевидно должны появиться люди, которые выберут дорожное строительство своей профессией. Они будут получать соответствующее образование, они будут придумывать разнообразные новые технологии, они будут строить всё больше и больше дорог, получая за свой труд деньги. Поскольку пользуются дорогами абсолютно все (если и не напрямую, то опосредованно, через доставку грузов) то совершенно логично, что и платить за дороги тоже должны все. То есть мы приходим к тому, что строительство дорог оплачивается из собранных налогов. А там, где есть налоги, там тут же возникает система их распределения в виде государства. То есть есть какие-то дяди и тёти (обычно их называют политиками), которые принимают решение, когда, сколько и куда направить денег из собранных налогов. Именно политики непосредственно перечисляют деньги суровым парням в оранжевых спецовках.
В идеальной ситуации этого должно быть достаточно. Но жизнь никогда не бывает идеальной и всегда случаются какие-то проблемы. Иногда дорожники плохо выполняют свои обязанности и не отрабатывают полученные за работу деньги. Иногда политики не направляют достаточное количество денег на ремонт дорог, и те начинают потихоньку разрушаться. Общество придумало два способа для решения проблем такого рода.
Если проблемы возникают не часто, а от случая к случаю, то работают правоохранительные органы. Милиция, прокуратура, суды и всё вот это. Эти ребята рассматривают каждый частный случай, находят самого главного виноватого и показательно его наказывают, чтобы другим было неповадно. Ещё раз обратим внимание на том, что эта система работает при разовых отклонениях от нормы.
Если же проблемы возникают чаще, чем с этим могут справится правоохранительные органы, то работает второй способ - общество вызывает сантехника. Сантехник приходит, водит плечами и произносит сакральное "ну, тут всю систему менять надо". Такого сантехника зовут "выборы". Если гражданам не нравится, как политики выполняют свою работу - граждане меняют политиков.
Возвращаемся к тому, что случилось двадцать лет назад. Фишка в том, что ещё двадцать пять лет назад выборов в их нынешнем виде у нас не было. Была имитация выборов с одной графой в избирательном бюллетене. И как раз примерно двадцать лет назад выборы стали действительно выборами, можно стало выбирать более, чем из одного пункта. Другими словами, во времена СССР работал какой-то другой механизм решения системных проблем (по крайней мере в дорожном строительстве). Именно этот механизм был сломан, а механизм выборов, пришедший ему на смену, ещё не заработал в полную силу. Я не знаю, что это был за механизм, и я не буду сейчас рассуждать, был ли он лучше, чем выборы, или хуже. Просто примем, как данность, что механизм выборов сейчас имеет прямое отношение к качеству дорог, и что этот механизм работает не очень хорошо.
Наверное тут надо сделать ещё одно лирическое отступление, и рассказать, почему механизм выборов у нас сейчас работает не очень хорошо. Это очень просто, ведь если бы он работал хорошо, то с дорогами бы у нас было бы всё в порядке.
У нас не было бы Бюджетного кодекса, который сначала собирает налоги в регионах, потом отправляет львиную их часть в федеральный бюджет, а потом межбюджетными трансфертами возвращает вниз губернаторам и ещё ниже в муниципалитеты, субсидируя политическую лояльность вместо финансовой самодостаточности. У нас не было бы назначаемых губернаторов. У нас не было бы президента, занимающего должность четвёртый срок подряд.
Почему механизм выборов у нас не работает так хорошо, как этого хотелось бы? По многим причинам. Большое количество людей устраивает сложившаяся ситуация. Многие люди не видят взаимосвязи между выборами и качеством дорог. Кто-то слишком занят решением своих насущных проблем (ремонтом подвески, например) и в принципе не задумывается о всех этих вещах. И что же остаётся делать человеку, который видит всю ситуацию в целом, но который не хочет сидеть сложа руки и хочет сделать хоть что-то? Ему остаётся использовать единственный хоть как-то рабочий механизм влияния на ситуацию - правоохранительные органы. Именно это и предлагает делать РосЯма.
РосЯма предлагает обращаться в ГИБДД, поскольку таким образом получается решить от 30 до 60 процентов всех проблемных ситуаций. Да, способ довольно трудоёмкий, но он хоть как-то работает и доступен одинокому активисту. Более того, способ отлично масштабируется: одинокий активист вполне может собирать вокруг себя группу единомышленников и более широкий круг сочувствующих. И именно эта расширяющаясмя группа людей, понимающих взаимосвязь между выборами и дорогами как раз и может стать тем самым политическим решением проблемы, о котором говорит Антон.
У меня даже есть два наглядных примера, подтверждающих мои слова.
РосЯма Екатеринбург - поряка пятидесяти активистов своими действиями сделали очевидными систематические нарушения технологии при ремонте дорог. Настолько очевидными, что власть не может более закрывать глаза на эти нарушения и вынуждена совершать какие-то системные действия для исправления ситуации.
РосЯма Липецк - тут ребятам пока не удалось добиться признания проблемы от властей, но уверен, что со временем у них получится это сделать.
Poll