Архимандрит Херувим (Карамбелас). Старец Савва (ч.1)

Aug 21, 2016 21:47

Оригинал взят у filin_dimitry в Архимандрит Херувим (Карамбелас). Старец Савва (ч.1)
Не так давно мне встретилась замечательная книга о некоторых афонских подвижниках недавнего времени. Рассказами из нее я и имею желание поделиться с вами… Единственное, я буду добавлять к тексту, что имеется в русском переводе еще некоторые дополнительные описания жизни подвижников и фотографии, если это позволит расширить непосредственно то, что описано в самой книге.

Архимандрит Херувим (Карамбелас)
(Перевод с греческого и английского; русский текст Вячеслава Марченко)

Старец Савва



(Скит Святой Праведной Анны - Афон (Ἀθως) - Айон-Орос (Άγιον Όρος) - Греция)

"Всем бых вся, да всяко некия спасу" (1 Кор. 9, 21-22).

Предисловие автора к греческому изданию

Мы испытываем сейчас чувство особой радости, когда выходит в свет выходит в свет шестая книга "Современных старцев Горы Афон", потому что была опасность того, что чудный образ афонского иеромонаха Саввы (1821 - 1908) утонет в море забвения. Было бы очень жаль если бы эта яркая звезда на афонском небосклоне осталась в тумане.

Я помню, когда восемнадцатилетним юношей приехал я на Святую Гору, атмосфера там была наполнена его святым присутствием, хотя преставился он ко Богу за тридцать лет до этого. Постоянно слышалось: "Там, на холме, в Малом скиту Праведной Анны, в каливе Воскресения подвизался славный духовник отец Савва", "Отец Савва сказал...", "Отец Савва делал так...", "он прославил столь многих; Литургию он совершал так; вот как он исцелял одержимых..." и так далее. Моему юному воображению отец Савва представлялся чудным избранником, орлом, парящим на недостижимой духовной высоте с широко распростертыми крыльями.

Если бы рассказ о житии отца Саввы был отложен еще на некоторое время, то могло бы оказаться слишком поздно, потому что старые монахи, лично его знавшие, один за другим отходили в иной мир. Слава Богу, мы успели заключить бесценное сокровище под обложку этой книги. Сокровище сие обогатит многие души, которые среди духовной нищеты наших дней ищут здоровой духовной пищи.

Отец Савва был великим аскетом, совершал Литургии словно ангел и был добрым духовником и наставником душ. Это был духовник редкий, изумительный, подобный богоносным старцам православного Севера (в России). Множество страждущих душ в трудные и беспокойные времена приходило в гавань спасения благодаря ему, находило дорогу жизни, воду живую.

На первых страницах этой книги мы расскажем Вам и о Старце отца Саввы - об иеромонахе Иларионе Иверийце, чудном человеке, святая ветвь которого на древе жизни дала священный цветок, подобно как Илия Фесвитянин - великого Елисея.

Сведения о житии отца Саввы мы получили от многих из старшей братии афонской, иные из которых близко его знали, а также из книг "Лавсаик Святой Горы" и "Новое Эвергетинос" архимандрита Гавриила Дионисиатского. Неоценимые сведения мы почерпнули из чудной книги приснопамятного афонского архимандрита Иоакима (Шпетсиэриса), доктора богословия и известного проповедника, "Воспоминания", том 1 "Святая Гора - Иерусалим", опубликованная в Афинах в 1931 году.

В конце нашей книги у нас само собою родилось желание, чтобы отец Савва был причислен Церковью к лику святых. Мы свидетельствуем, что в сознании всех афонских монахов была и остается твердая, незыблемая вера в его святость. Нам было бы очень радостно, если бы был достойно почтен тот, кто сам чтил Бога, кто осветил житием своим Афон, кто утолял духовную жажду множества страждущих, кто вернул Отцу сердца сыновей Его, кто был исповедником Христовым, кто был "яко река текущая славная в земли жаждущей" (Исаия 32, 2), благоуханным и несравненным крином в Саду Богородицы.

Архимандрит Херувим,
Оропос, Аттика, 1 июля 1972 г.

***

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА ХЕРУВИМА - автора книги

Старец Херувим (в миру Георгий Карамбелас) родился в деревне Константины на Пелопоннесском полуострове. Он появился на свет в день памяти учителя православного монашества, преп. Иоанна Лествичника, - 30 марта 1920 года. Его родителей звали Михаил и Димитра. Своего отца он не знал, потому что еще до рождения сына Михаил Карамбелас погиб в так называемой Малоазийской катастрофе, когда греческая армия была разгромлена турецкой во время боевых действий в Малой Азии. Заботу о Георгии взяли на себя его дяди. Они были по профессии полицейские и применяли соответствующие методы воспитания: Георгия нещадно били ремнем, особенно когда в возрасте приблизительно тринадцати лет он стал выражать желание принять монашество. В это время юноша начал регулярно посещать всенощные богослужения, которые совершались некоторыми ревностными монахами в Пиреях - портовом городе рядом с Афинами, куда Георгий переехал вместе с матерью.

Несмотря на свой юный возраст и огромные препятствия, которые чинили ему мать и дядья, он тайно оставил семью и в возрасте восемнадцати лет уехал на Афон, где на протяжении четырех лет подвизался в общине Рождества Богородицы в скиту святой Анны, под руководством строгого старца Григория. Как раз об этом периоде своей жизни архимандрит Херувим рассказывает в книге, которую держит в руках боголюбивый читатель.
Тем временем мать отца Херувима, которая имела сильную привязанность к своему единственному сыну, чрезвычайно болезненно пережила его тайный уход на Афон. В отчаянии она решила даже покончить жизнь самоубийством. С этой мыслью она пошла к реке, но по дороге встретила одну благочестивую матушку - жену местного священника. Та поняла в чем дело, и повела Димитру к себе домой, где утешила и отговорила от того, что она задумала с собой сделать. Таким образом мать отца Херувима была спасена. Позднее она даже удостоилась принять монашество из рук своего сына, архимандрита Херувима, и стала его духовной дочерью.
Отец Херувим имел такую любовь и ревность к православной монашеской традиции и афонским монахам, что всего за четыре года своего пребывания на Святой Горе успел впитать ее в себя и срастись с нею настолько, что впоследствии, как заботливый садовник, смог пересадить ее на почву континентальной Греции - в Аттике, основав здесь монастырь «Параклиту», в котором нашли воплощение лучшие черты афонского устава и жизни. Свою любовь к монахам-святогорцам, с которыми отец Херувим общался на протяжении своего недолгого пребывания на Афоне, он выразил в серии книг «Современные святогорские образы», а также в книге «Из удела Божией Матери».

В 1942 году, в связи с болезнью, отец Херувим вынужден был покинуть Афон и вернуться в Пиреи, в отчий дом. Здесь он основал небольшое братство «Утешитель» (Параклит), которое развило значительную катехизическую и издательскую деятельность. В отличие от большинства подобных братств той эпохи, «Утешитель» был ориентирован на монашескую жизнь и поэтому постепенно, начиная с 1963 года, был преобразован в знаменитый монастырь Утешителя (Параклиту) возле селения Оропос в Аттике. Отец Херувим был основателем и игуменом этой обители вплоть до своей блаженной кончины 22 августа 1979 года.

***

I
Чада пустыни

1. Пример для подражания

Был вечер. В ограде каливы Малого скита Праведной Анны рядом с высохшим бугристым холмом разговаривали два монаха - Старец и его ученик. Вечернюю тишину подчеркивал непрестанный шум моря, омывающего подножие холма - идеальный аккомпанемент молитвам монахов, которые своими воздетыми руками поддерживают мир. Два монаха беседовали, пока, наконец, младший не поднялся. Он поклонился Старцу и направился к каливе, где его ожидал еще один монах.

"Ты закончил, отец Онуфрий?"
"Да, отец Иларион".
"Тогда я пойду".
Легкими шагами молодой монах приблизился к Старцу. "Благослови, Старче".

"Да, Иларион! Да, мой ангелок! Садись сюда". Немного дней прошло со времени его пострига. Любовь к Богу оторвала его от родной страны, от родителей во Вриоле Смирнской и привела сюда, на землю отшельников. В течение трех лет (1879 - 1882) он был послушником. С того момента, как облачился в ангельскую схиму, чувствовал себя полностью преображенным. Он больше не был Георгием Хаджитасоу, он был теперь отцом Иларионом из Малого скита Праведной Анны. Принадлежал теперь не людям, а Богу, и преисполнен был Божественной благодати. В этот вечер продолжилось его общение со Старцем, когда он наслаждался исполненными мудрости словами.

Некоторое время ушло на откровение помыслов.
"Иларион, чадо мое, нравится ли тебе имя, которое я тебе дал?"
"Очень, Старче".
"А знаешь ли ты, почему я его выбрал?"
"Как же я могу не знать? Ты дал мне имя "дедушки", твоего блаженного Старца отца Илариона".

И не в первый раз глаза отца Саввы наполнились слезами при воспоминании о своем духовном отце.

"Да поддержат нас его молитвы, да не оставит он нас молитвенно. И о тебе, чадо мое, я молюсь от всего сердца, чтобы ты мог унаследовать его святость. Как правило, внуки похожи на своих дедов. Постарайся унаследовать его добродетели. Повтори его и именем своим, и своей жизнью".

"Да будет на то благословение Господне, Старче".

Последовало недолгое молчание.

"Повтори его, Иларион, чадо мое, чистотой своей жизни. Вся душа его, мысли, желания и намерения были светлы. В его добром, ясном лице виделся отраженным лик Господа. Во взгляде его светилось сияние райское. О, какой у него был взгляд! Я часто даже не осмеливался прямо посмотреть в его глаза. Они буквально пылали. То были глаза пророка!"

"Старче, ты сказал, что у него был пророческий дар?"

"Да, чадо мое. И это не удивительно. Чистые сердцем обретают пророческий дар. Что пишет учитель наш святитель Василий Великий? "Дар провидения прорастает в тех, чьи души чисты и незапятнанны". Где сердце чистое, там Дух Святой "говорит устами пророков", воздвигая храм Его".

"Значит, Старче, любовь его ко Господу была необыкновенно велика".

"Чадо мое, сердце его пылало Божественной любовью. Что еще могло его заставить с дальнего Кавказа прибыть в глушь Святой Горы? Он не мог жить без Христа. О, если бы ты мог видеть его, когда он совершал Литургию, когда принимал Причастие! Он ни единого дня не пропустил без Святого Причастия! Он говорил: "Христос - жизнь моя". И по пятницам, каждую пятницу сокрушался у Распятия вместе с Богородицей и святым Иоанном - так сильно сострадал он страстям Господним. В этот день никогда он ничего не ел и не пил в знак преданности страстям Спасителя".

Старец рассказывал своему ученику о добродетелях и благодатности своего собственного блаженного Старца. А молодой монах жадно впитывал эти рассказы. Душу его волновало стремление послужить Богу, как море волнует сильный ветер.

"Твой "дедушка" был истинно святым, чадо мое Иларион. Да будет он тебе примером для подражания".

В тот вечер, как только вновь постриженный монах прикрыл глаза, было ему видение старца Илариона.

Пора и нам познакомиться с этим земным ангелом, этим "древом с плодами добрыми", одним из которых был святой и выдающийся отец Савва.



(Отец Савва, ученик Иллариона Грузина)

Продолжение следует…

filin_dimitry

Previous post Next post
Up