Не всякое убийство есть грех или полезное наблюдение из Жития вмч. Меркурия...

Dec 07, 2015 00:13

Оригинал взят у filin_dimitry в Не всякое убийство есть грех или полезное наблюдение из Жития вмч. Меркурия...
Христос посреди нас!

Среди православных часто бытует мнение, что любое убийство есть грех. Мнение это, понятное дело, основано на заповеди "Не убий!". Беда в том, что мало кто полагает, что в подобных вопросах не следует полагаться на свое собственное мнение, каким бы простым не казался видимо внешне текст из Писания. И подобные наши братья и сестры становятся жертвами своих собственных толкований, основанных на отрыве от святоотеческого да и вообще - на особенностях перевода текстов, в том числе и вышеупомянутой Заповеди. Ведь если обратиться в языку оригинала, то перевод будет звучать не просто "Не убий", а "לא תרצח", то есть, "не соверши незаконного убийства".

Из Ветхого Завета мы знаем, что убийство случалось вменялось в праведность, а пощада врагам в тяжкий грех:

"И ста Финеес, и умилостиви, и преста сечь. И вменися ему в правду, в род и род до века"(Пс. 105: 30-31).



(Финеес убивает мадианитянку Хазву и её мужа)

"и́же не сýть от градóвъ язы́ковъ си́хъ, и́хже Госпóдь Бóгъ даéтъ тебѣ́ наслѣ́дити зéмлю и́хъ:
от ни́хъ да не остáвите жи́ва вся́каго дыхáнiя" (Втор. 20: 15-16).

Да и если обратиться к Евангелию, то мы видим, что святой Пророк и Предтеча Иоанн воинов, обратившимся к нему с вопросом о том, как им спастись, не призвал бросить оружие оставить службу:

"Вопрошáху же егó и вóини, глагóлюще: и мы́ чтó сотвори́мъ? И речé къ ни́мъ: ни когóже оби́дите, ни оклеветавáйте: и довóлни бýдите обрóки вáшими" (Лк. 3: 14).

Оттого святые отцы часто благословляли воинов на брань с врагами веры и отечества. Мы помним это на наиболее для нас наглядном примере преподобного Сергия Радонежского, но подобное не редко случалось и много ранее.

Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета.

Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, - бьющим в ланиту подставлять и другую, - а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?»

Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?»

Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3).

Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

О высоте воинской службы говорил и святитель Иоанн Златоуст (свт. Иоанн Златоуст, святитель. К иудеям, и эллинам, и еретикам; и на слова: был зван Иисус на брак (Ин. 2: 2)), и святой Николай Квасила (Николай Кавасила, святой. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 136.), и многие другие.

О том, что убийство на войне не приравнивается к греху убийства (да и вообще ко греху), а напротив, есть доблесть, писал, к примеру один из величайших учителей Церкви святитель Афанасий Великий:

"...не позволительно убивать; но убивать врагов на войне - и законно, и похвалы достойно.

Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах - непозволительно, а в других обстоятельствах - и благовременно, допускается и позволяется" (свт. Афанасий Великий. Послание к монаху Амуну).

Грех быть законным не может.
Пытаются некоторые отвечать, что дескать другой учитель Церкви святитель Василий Великий рекомендовал воинов, вернувшихся с полей брани, на некоторое время не допускать до Причастия. Но замечание это никуда негодное, потому как во первых, имеет характер рекомендательный, а во вторых, не говорит о том, что связано это с тем, что убийство врага на войне есть грех - это связано с очищением, равно как и мать, родившая дитя не согрешила, но до окончания дней очищения не дерзает подходить к Причастию.

Матфей Властарь, канонист XIII века, так толкует это правило свт. Василия Великого: "Таким образом, и сей божественный отец почитает похвалы достойными идущих на противников и защищающих род христианский, ибо что может быть более достойным похвалы, чем то, чтобы быть поборниками целомудрия и благочестия? Но поскольку у сего святого отца было намерение очищать скверны, соединяемые иногда и с благими делами, он подвергает умеренной епитимии и сих (воинов)..." (Матфей (Властарь), иеромонах. Алфавитная синтагма. М., 1996. С. 428.).

Но повторю - правило выражено святителем Василием скорее в рекомендательном ключе, чем в категоричном, как в других случаях.

Не менее полезно для понимания того, что убийство врага на войне есть не грех, а доблесть (разумеется, если это убийство вынужденное, а не убийство поверженного врага, или того, кто не нуждался быть убитым ради победы над ним), полезно изучать опыт Церкви через Жития святых. Вот об одном таком примере из жизни святых мучеников мне бы и хотелось остановиться подробнее...

Недавно, месяц назад, мы праздновали память мч. Нестора Солунского:
http://filin-dimitry.livejournal.com/295217.html

Из Жития которого мы помним, что прославлен святой Нестор был за свой подвиг - он убил нечестивого Лия!

И я тогда писал:

"Замечу еще, что подвиг святого Нестора Солунского и благословение великомученика Дмитрия Солунского на этот подвиг должно раскрывать глаза тем, кто полагает христианство как вероучение, предполагающее непротивление злу насилием. Это большая ошибка, потому как очень важно различать мотив этого противления и если этот мотив соответствующий, и действия христианина законные, то даже убийство не будет грехом. Так случилось и в этом случае, когда христианский воин посредством поединка (инициированного императором, т.е. законной властью) победил нечестивца и именно таким образом лучше всего прославил Господа Иисуса Христа."

Сегодня празднуем память великомученика Меркурия...в Житии читаем:

"Когда святой Василий Великий молился пред иконою Пресвятой Богородицы, - при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, - чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятые Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим. Окаянный Юлиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа:

- Ты победил, Галилеянин! - умер со злобой на устах.

Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам святого Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого победоносного великомученика Меркурия, от церкви торжествующей к церкви воинствующей, на казнь Богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой веры и православных христиан" (http://azbyka.ru/days/sv-merkurij-kesarijskij-kappadokijskij).

Тут пример еще более наглядный: не просто святой обагрил свое копье кровью нечестивца - императора Юлиана, но и послала его на этот подвиг Сама Пречистая Богородица! И еще более того - послан был великомученик Меркурий уже из Небесных Обителей, куда, как мы знаем, ничто нечистое и греховное попасть не может.
Святой Меркурий, уже будучи святым получает повеление от Матери Господа нашего Иисуса Христа остановить нечестивца, истребителя христиан, через нанесение ему смертельной раны и возвратиться в Небесные Обители.

Не правда ли, замечательное свидетельство того, что не всякое убийство есть грех? И замечательное подкрепление тем православным, кто встает на защиту своего Отечества от иноземных захватчиков!

Так не будем следовать тем, кто извращает нашу веру, призывая отказаться и от защиты наших храмов, наших святынь... и от защиты земного нашего отечества и от защиты наших единоверцев в других землях. Это учение, призывающие отбросить оружие и тихо смотреть на то, как неприятели наши попирают нашу веру, ближних и Родину ничего общего не имеет с православием. Православие всегда почитала воинское служение и самих воинов.

Господи, молитвами великомученика Меркурия, огради и защити наше Отечество и наше воинство от всех врагов, на нас движимых, и даруй победу над супротивными!

церковь и мIр, filin_dimitry

Previous post Next post
Up