08 (21) сентября 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Sep 21, 2015 10:13

Оригинал взят у filin_dimitry в 08 (21) сентября 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)
Сегодня Православная Церковь чтит память:

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прп. Лукиана, игумена Александровского (1654),Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), архимандритов исповедников (Груз.).

Икон Божией Матери: Почаевская; «Рождества Богородицы» Сямская; Исааковская; Домницкая; Холмская; София - Премудрость Божия (Киевская); «Рождества Богородицы» Лукиановская; Знамение Курская-Коренная; Рождество Пресвятой Богородицы Глинская (Пустынно-Глинская); Леснинская; Хлебная.

Святые дня, молите Бога о нас!

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Сегодня мы празднуем начало домостроительства нашего спасения.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.




В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковной Предании.
Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492-496 гг.), хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII в. В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в., под названием «Рождество Владычицы Марии».
В VII-VIII вв. в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский († ок. 712 г.), составил на него два слова и канон. Праздник также отмечен в грузинской версии иерусалимского Лекционария (VII в.; издан прот. К. Кекелидзе) и праздничном Евангелии императора Феодосия III (715-717 гг.).

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII в., праздник не имел общего распространения и торжественной службы вплоть до XII-XIII вв. Лишь на Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370-1378 гг.) установил для праздника вигилию (vigilia) с постом и особую службу литургии.



(Рождество Пресвятой Богородицы. Новгородская икона. Середина XIV в., Государственная Третьяковская Галерея)

Тогда же в XIII в. на латинском Западе появляется объяснение даты праздника: один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под это число [8 сентября] слышал с неба праздничное пение ангелов. На его вопрос о причине этого ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось Рождение Святой Девы (Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы. М., 2004р. С. 40-41).
Архиеп. Сергий (Спасский) приводит также предположение о том, что праздники Рождества 8 сентября и Зачатия Богородицы 9 декабря имеют азийское (provincia Asia) происхождение и установлены в противовес Олимпийским играм (Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1912. М., 1997р. Т. 3. С. 364).

Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в уже упоминавшемся нами грузинском переводе иерусалимского Лекционария, древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, имеющего греческое происхождение и возникшего в результате литургической деятельности Патриарха Софрония Иерусалимского. Но здесь мы находим указания только касательно праздничной литургии. Видимо, вечерня и утреня совершались по будничному чину.
В «Синайском канонаре» IX в., найденном в Синайском монастыре, уже содержатся нынешние паремии, тропарь, Апостол, Евангелие и причастен. Также указан вечерний прокимен: «Преславная глаголашася о тебе, граде Божий», стих: «Любит Господь врата Сиона».
С XI в. согласно древним уставам служба Рождеству Богородицы получила вид очень близкий к нынешнему с небольшими особенностями. Отметим лишь некоторые из них. В афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. (студийский Типикон афоно-италийской редакции) на вечерне под праздник особый прокимен: «Освятил есть селение Свое Вышний», стих: «Бог нам прибежище...»; литии на вечерне не было.

Согласно Евергетидскому Типикону (XII в., отражает практику XI в.), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава служба празднику разнится от нашей отсутствием некоторых стихир (например, на литии), другим распорядком стихир и седальнов и более сокращенным пением канона.
По древнейшим спискам ныне действующего повсеместно во всем Православном мире Иерусалимского устава служба Рождества представляет незначительные отличия от теперешнего (печатного) Типикона. Например, из канонов 2-й одни рукописи указывают петь на 6, и только тропари (без ирмоса); другие (славянские рукописи) замечают о нем: «говорим ирмос его и тропари по единожды, занеже множайшии суть». Ексапостиларий праздника дважды, или не указывается какой, или указывается тот, что ныне употребляется в Греческой Церкви (Скабалланович М. Н. Цит. соч. С. 47).



(Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия)

Что касается современного Устава Великой (Константинопольской) церкви, то служба имеет следующие особенности в сравнении с нашей. Литии на вечерне нет; есть лития перед утреней, которая совершается отдельно от вечерни, как и в другие великие праздники, при пении тропаря; на утрени псалтирь (кафисмы) и полиелей Богородицы «Отрыгну сердце мое». На литургии поются антифоны, составленные из стихов (1-9, 11) избранного псалма к величанию, именно из стихов с присоединением между 7 и 8 стихами: «Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник» (Пс 131. 17), а между 9 и 11 стихами: «Зде вселюся, яко изволих и» (Пс 131. 14). Припев к 1 антифону: «Молитвами Богородицы...»; ко 2-му: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен...»; к 3-му - тропарь; на малом входе: «Приидите поклонимся,.. во святых дивен сый» (Там же. С. 48).
(http://www.patriarchia.ru/db/text/40778.html)

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издавна почитаем на Руси и в честь его освящено великое множество храмов во всех концах нашей необъятной Родины. Всего в мире сейчас насчитывается около тысячи таких храмов!



(церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Москва, ул. Малая Дмитровка, 1652)



(церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Эгина, Греция)

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Преподобные исповедники Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе), архимандриты



Жизнь преподобных Иоанна и Георгия связана с монастырем Бетания в Грузии, существующем со времен царицы Тамары и носящем имя Вифании - местности близ Иерусалима. Преподобный Иоанн (Майсурадзе) родился в Южной Осетии, и поселился в древнем монастыре Бетания еще подростком. Затем несколько лет жил на Святой горе Афон, откуда вернулся в Грузию уже в сане иеромонаха. В 20-е годы преподобный Иоанн стал настоятелем Батанийской обители. В 1921 году в обители оставалось всего лишь двое иноков. Однажды в монастырь пришли два вооруженных чекиста и объявили монахам, что их немедленно вызывают в Тбилиси. По дороге чекисты расстреляли монахов, отец Иоанн чудом остался жив - пуля прошла сквозь грудь и его выходили монахини соседнего монастыря. Отец Иоанн вернулся в Бетанию и уже больше никогда не покидал обители.

В 1924 году в монастырь пришел монах Георгий (Мхеидзе). Он был выходцем из обедневшего княжеского рода. В юные годы, почувствовав призвание к монашеству, он оставил учебу в военном училище в Петербурге и некоторое время вел отшельнический образ жизни. Преподобный Георгий прославился даром милосердия и нестяжательности, если он встречал нищего, то снимал с себя одежду и отдавал ему. А если это была его последняя одежда, то он одевался в мешковину. До своего прихода в Бетанию, отец Георгий жил в Хирском монастыре, который был закрыт в 1924 году. Два брата Георгия были коммунистами, один из них - Петр - был заместителем Берии.

Желая отвратить юного монаха от целомудренной жизни, однажды братья заперли Георгия в комнате вместе с распутной женщиной. Однако Георгий все время простоял в углу комнаты лицом к стене, читая молитвы. Оба брата преподобного Георгия погибли 38-м году: младший брат Иван застрелился, а Петра расстреляли вместе с женой.
Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью - оба они прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался недействующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Преподобный Иоанн преставился в 1957 году, а преподобный Георгий в 1962 году, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн.



(монастырь Бетания, Грузия)

Оба старца похоронены в Бетании.

Преподобный Лукиан, игумен Александровский



Лукиан Александровский (ок. 1610 - 1655), игумен, основатель и настоятель Лукиановой пустыни, преподобный, местночтимый святой Владимирской митрополии.
Память в Соборе Владимирских святых.

В миру Иларион Дмитриевич, родился около 1610 года. Его родителями были Димитрий и Варвара, благочестивые и состоятельные граждане города Галича Костромской губернии. Они прожили в любви и согласии долгое время, но не имели наследника. Они непрестанно молились о разрешении от бесплодия и однажды дали обет, что если Бог услышит их молитву, они, воспитав свое дитя, постригутся в иноческий образ.

Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий вспомнил о данном им обете иночества и приказал супруге собирать его в дорогу к безмолвной пустыни. Иларион упросил отца не оставлять его сиротой и взять с собой туда, где он мог бы разделить с ним труды и молитвы.

Найдя пустынное место в Брынском бору, Димитрий водрузил там крест, построил келью и, приняв от одного пресвитера пострижение с именем Дионисия, стал жить с сыном в полном уединении. Спустя некоторое время начала собираться к нему братия и составилась малая обитель из двенадцати иноков. После кончины его (предположительно, в 1636 году) братия довершила обитель и устроила в ней церковь Живоначальной Троицы.
По смерти родителей, надеясь найти себе духовного наставника и учителя взамен отца, Иларион пришел в обитель святых Афанасия и Кирилла на реке Мологе и три года нес послушания, приобретя уважение и любовь монастырской братии и игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, покинул обитель, не снося похвал, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы близ города Углича. Но и здесь по той же причине пробыл он недолго. Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее и прилежнее отдаться воле Божией. В 1640 году в благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую (ныне г. Александров).

Придя на место, познакомился он с благочестивыми людьми Симеоном и Марком, от которых узнал, что в тридцати верстах от Переславля, в стороне от дороги, в пустоши Псковитиново Раменье стоит церковь без креста и кровли. Иларион уговорил Марка сопроводить его к этому месту.

Иеромонах Феодосий постриг в монашество Илариона, нареченного в постриге Лукианом, ему было тогда, по свидетельству летописи, немногим более тридцати лет. Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи, и собравшаяся братия стала замышлять о построении новой более обширной церкви.

Вскоре местные жители прогнали братию и самого Лукиана из святой обители. Виновником случившегося оказался архимандрит Андроникова монастыря в Москве Иосиф, имевший в своем ведении приписной Симеоновский монастырь около Александровой слободы. Позавидовав образцовому житию собравшейся братии, он настроил население против обитателей пустыни. В результате иером. Феодосий был изгнан, братия разогнана, заготовленные бревна расхищены, а на Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к патриарху, в глазах которого он был оклеветан архимандритом Иосифом в "нечистой жизни".

Патриарх поверил столь сановному и авторитетному лицу, и Лукиан был отдан "под начал" в Московский Чудов монастырь. Он смиренно воспринял случившееся как волю Божию. Кротко терпел всяческие лишения, безропотно нес самые тяжелые послушания.

В 1646 году к патриарху Иосифу обратился инок Тихон, пришедший из Спасской пустыни в Холмогорах Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх стал советоваться об этом деле со своими ближайшими сотрудниками, и тогда Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Удивился патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Подробно расспросив инока о его происхождении и монашеском подвиге, он увидел глубину и силу его ума, а также великое смирение и духовную мудрость. В скором времени монах Лукиан был рукоположен в священный сан и назначен в архангельскую обитель игуменом.

Основным делом нового игумена стало строительство. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь по строгим общежительным уставам святых отцов. Это вызвало неприязнь к преподобному некоторой части братии, привыкшей к более вольной жизни. Возглавил возмущение тот же инок Тихон, который был инициатором прихода нового настоятеля. Лукиан не стал властью настоятельской доказывать свою правоту. Возблагодарив за все Всемилостивого Спаса и благословив братию, он покинул монастырь.

Возвратившись в свое прежнее обиталище к уединенной церкви Рождества Богородицы и со слезами помолившись о довершении начатого дела, преподобный Лукиан снова поставил себе келью подле церкви и начал упражняться в безмолвии. Узнав об этом, пришел к нему прежний сподвижник его Марк и принял от преподобного постриг с именем Матфея. Вскоре пришел еще один юноша из купеческой семьи Александровой слободы Михаил просить себе пострижения. После наставления в науке монашеского делания он был пострижен преподобным Лукианом и наречен в иночестве Макарием. Через несколько дней пошел Лукиан с новым учеником своим в Александровскую слободу, оставив одного Матфея в келье. Возвратившись через некоторое время, они нашли его лежащим на земле и окровавленным, при последнем издыхании. Мантия его, вся изорванная, висела на дереве неподалеку от кельи.

- Что с тобой? - спросил его ужаснувшийся Лукиан.
- Отче, некто без тебя постучал в келью, - угасающим голосом отвечал Матфей, - а я, по неопытности, без молитвы отворил. Тогда вошли темноликие создания и начали бить и душить меня, прогоняя от места сего, и обещая непрестанно воевать против нас.

Тотчас встал Лукиан на молитву, чтобы оградить пустынь от навета лукавого, и поспешил приобщить инока Матфея Святых Тайн. Вскоре тот, потеряв уже много крови, скончался. Лукиан продолжал жить с Макарием в прежней келье, молитвою и постом воюя против врагов невидимых, но те опять наустили местных жителей изгнать человека Божия из его уединения и разорить дело рук его.

Преподобный Лукиан был вынужден вернуться в Чудов монастырь, где он снова начал трудиться в хлебне и на других послушаниях.

В 1648 году благочестивые и известные люди Москвы царский истопник Александр Феодорович Борков и Тимофей Иоаннович Николаев испросили у патриарха Иосифа грамоту на строительство храма в пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там. Это было выполнено уже в следующем году. Вновь прибыл Лукиан в Псковитиново Раменье. С ним пришли купцы гостиной сотни Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, Федор-иноземец, Онисим Борисов и другие, которые составили новое духовное воинство. Подвижники срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов привезен был лес, ими же оплачивалось и все храмовые строения. Вскоре и сами они, оставив Москву, облеклись здесь в монашеский чин. В 1650 году Лукиан обратился к патриарху с челобитной об устроении монастырской обители. Благословенная грамота патриарха Иосифа на это была дана 28 августа 1650 года. Эта дата является официальным началом существования Лукиановой пустыни.



(Свято-Лукиановская мужская пустынь)

Не достигнув и пятидесяти лет, подвижник и проповедник слова Божия выглядел как древний старец. Труды и скорби подточили его здоровье. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Богородицы и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма, положили на траву и подложили под голову камень. Преподобный утешал плачущую братию: "Не скорбите, братие. Вручаю вас Господу Богу и Пречистой Его Матери. Разумно же вам буди о сем. Аще Господь грехи моя отпустит и дерзновение буду иметь ко Всемилостивому Богу, места сия оба не оскудеют, но прославит их, и распространятся по моем отшествии, и царские лица посещати их будут".

Скончался преподобный Лукиан 8 сентября 1655 года в престольный праздник своей обители. Похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

Угодники Божии преподобные Лукиан и Корнилий были прославлены Русской Православной Церковью в 1982 году для местного почитания в Соборе святых земли Владимирской.

После открытия обители в 1991 году первым делом собравшейся там братии стало обретение мощей преподобного Лукиана. К сожалению, эта попытка оказалась неудачной, потому что, не имея опыта, иноки не смогли определить точного места захоронения и обрели лишь честную главу Преподобного. Окончательно мощи были обретены в следующем году с помощью опытных археологов. Тогда они были тщательно собраны и положены в резную деревянную раку, поставленную в храме Богоявления, где пребывают по сей день.

Тропарь
глас 4
Приспе день торжества святых земли Владимирския/ и память преподобных отец Александровских/ Лукиана, добродетели жилищем светлым ся сотворшаго/ и Корнилия, силою Божиею диавола поправшаго/ молитеся ко Господу, двоице преславная/ да дарует нам, во гробех греха сущим// воскресение и велию милость.

Кондак
глас 3
Днесь преподобнии отцы Лукиан и Корнилий/ предстоят невидимо Владычице Небесной/ и с лики святых за ны молятся Деве:/ спаси, Мати Божия, люди, на Тя уповающия/ покрый я от бед и страстей милосердия ризою/ и поклонитися сподоби Христу Воскресшему// Пасху празднующе вечную.

Икона Богородицы Знамение Курская-Коренная



Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь - Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» - 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда - Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.



(Нью-Йоркский Знаменский Синодальный домовой собор и первоиераршая резиденция, место пребывания иконы Божьей Матери "Знамение" Курская-Коренная)

8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября - в день обретения, 27 ноября - в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение» Курская-Коренная

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Богородичные Праздники, церковь и мiр, Рождество Пресвятой Богородицы, filin_dimitry

Previous post Next post
Up