Знакомьтесь, принц.
Принц Дарко Цафута, барон Якоб Зекел Видемский / Darko Cafuta, baron Jakob Zekel Videmski. Семнадцатый принц карнавала в Птуе. А рядом с ним - Сабина Зофия Зекел, урождённая баронесса Герберштейн.
Как и положено в Федерации европейских городов карнавала, принца выбирают каждые два года в особенный день - на Мартиново, 11 ноября точно в 11 часов 11 минут.
Выбирают не как бог на душу положит, а за определённые заслуги на поприще культуры, этнографии, туризма.
Имя себе на время правления принц выбирает сам - кто-то, как Дарко Цафута, таким образом напоминает о исторической личности, оставившей заметный след в истории родного края, другие... Впрочем, вы и сами можете посмотреть
на всех принцев на сайте Курентованья.
Я не буду сейчас перечислять все заслуги и деяния Дарко Цафуты - иначе на всё остальное времени точно не хватит, только скажу, что руководство культурным, этнографическим, туристическим обществом
Koranti Demoni он успешно сочетает с работой в столярной мастерской и воспитанием двоих приёмных детей. Столяр он по профессии.
А баронесса Герберштейн - жена его, Сабина Цафута, в обычной жизни швея. Кстати, она и её подруга Елка Фичко и сшили все костюмы для принца и его свиты.
Карнавал в старейшем городе Словении начнётся 22 февраля, и
программу мероприятий можно посмотреть вот здесь.
Но карнавал карнавалом, а курент - это не карнавальная маска. Курент - это серьёзно.
Некие Е.А. Грушко и Ю.М. Медведев в своей книжке "Русские легенды и предания" рассказывают легенду про какого-то курента, который поспорил с каким-то левым великаном о том, кто из них будет обладать белым светом, и о том, как потом его боги с небес сбросили...
Это не наш курент, честное слово. Наши куренты - те, что с Птуйского поля и Халозе родом, такой ерундой не занимаются.
Разобраться с их происхождением не так-то просто.
Если честно, по-моему, ещё и потому, что политики всех времён так перекроили все лоскутки истории вдоль и поперёк так, что теперь они у нас в головах никак не сложатся в единое полотно. Конечно, я не буду углубляться, но посудите сами на примере курентов: одни их связывают исключительно со славянской мифологией и появление их на Птуйском поле относят ко времени Великого переселения народов (VI век), другие говорят, что появились здесь куренты намного раньше - во времена ещё римской Петовии (I век до нашей эры), и связывают их с куретами, демонами растительных сил земли, спутниками Реи (по другой версии - Кибелы). Третьи и вовсе зачем-то пытаются курентов к ускокам привязать (а это уже XVI век). И все эти курентоисследователи упорно упускают из вида простую вещь - переселяющиеся народы не пришли на пустое место и не истребляли подчистую тех, кто уже жил в этих краях. Тем более, что вообще все великие переселения, о которых твердили все наши учебники, сейчас оказались под большим вопросом - с тех пор, как к антропологам и историкам подключились генетики.
Точно одно: куренты и курентование пришли из глубины веков, и их главная цель - не только прогонять зиму, но и изгонять с земли зло.
В этом году в Птуе будет проходить 59 по счёту карнавал, но... Старую фотографию на столе видите? Тогда карнавалов ещё и в помине не было.
Первый свой колокольчик Звонко Крижай (Zvonko Križaj) получил при рождении - дедушка-курент в люльку положил. Курентом был и отец, и сам Зоки, как все его зовут в округе, стал курентом, как только подрос. Здесь, на окраине Птуя, все главы семей были курентами, курентами становились и старшие сыновья. Не было тогда денег на дорогие костюмы - их вполне заменяли вывернутые наизнанку тулупы. Да и помимо настоящих колокольчиков, на цепь вокруг пояса вешали консервные банки с камнями внутри. Неизменным оставался обряд, неизменным было время обряда.
В полночь на Сретенье куренты в первый раз собирались у костра - ещё без кожухов и масок, опоясанные цепью с колокольчиками, вооружённые "ежевкой" (палка с ежовой шкурой). Всё последующее время до
Пепельной среды куренты ходили по округе. Именно от старых курентов, слышал Звонко не раз: "Ради добра и удачи полезно и нужно помучиться".
Звонко Крижай, он же - Второй принц Птуйского карнавала Matevž Zoki II / Матевж Зоки II - именно тот человек, который возродил уже угасавшую традицию первого пляса курентов, Курентов скок (Kurentov skok). А имя Матевж избранный Принцем Звонко взял себе в честь деда - того самого, который в люльку его свой колольчик положил.
Вот туда-то мы и поехали с Алексеем Федосеевым в ночь со 2 на 3 третье февраля - на кметию Звонко Крижая, где и проходит каждый год Курентов скок.
Что мне нравится, Федосеева уговаривать не приходится. Дождь по всей Словении, кое-где реки из берегов повыходили - а он меня ни разу не спросил, в своём ли я уме, и на кой ехать ночью в деревню, если впечатляющие куренты потом сами в Любляну красиво придут. Вот присмотритесь - даже на этой фотографии видно - у него ж глаза горят!
Эта комната на кметии - самый настоящий музей! Маски, костюмы курентов - в этих краях пернатые (
про то, что они у нас разные, знаете, да?), старые фотографии на стенах, медали самого Зоки, охотничьи трофеи нескольких поколений семьи, и, конечно, коллекция колокольчиков.
Колокольчик - слово нежное)) Эти по весу - колокола! Кстати, знаете, что в среднем костюм курента весит около 40 килограммов? Поди-ка, попляши...
С Зоки говорить часами бы - столько всего интересного рассказывает, но отхожу в сторону. Уже набежали журналисты и фотографы.
А тут и действующий Принц пожаловал со свитой.
Старая солдатская кухня на улице - совсем не декорация. Гуляш, обара, ричет - целый день готовили. Там огромные котлы за ней - для курентов и всех, кто придёт. Грех не покормить досыта в эту ночь.
Незадолго до полуночи откуда-то из темноты появляются музыканты.
И уже собрались почётные гости - и Принц, и глава Птуйской общины Nuška Gajšek / Нушка Гайшек (вот та блондинка в чёрной куртке), Почётный президент Совета принцев и одновременно заместитель Президента Федерации европейских городов карнавала Бранко Брумен / Branko Brumen (в центре), другие официальные лица.
Первыми на дороге появляются pokači - серьёзные парни с бичами. Молча проходят прямо на поле, расходятся в стороны и по всему Птуйскому полю разносятся удары бичей - сигнал курентам.
Загорается костёр, и с обеих сторон дороги появляются они - те, кого мы будем видеть в конце февраля по всей Словении и не только. Вы же знаете, что без курентов не обходится ни один европейский фестиваль?
В эту ночь они без масок. Только колокольчики, ежевки, зелёные или красные гетры, красные шейные платки. И в эту ночь можно увидеть, насколько разные они, эти.... люди?
Посмотрите внимательно. Молодые и не очень, мальчики и девочки, мужчины и женщины... По отдельности - просто обычные люди. Мы каждый день видим такие лица вокруг себя.
Куренты идут и идут, всё громче и громче звон, всё быстрее и быстрее этот вихрь вокруг костра. После нескольких кругов они проходят вглубь кметии, их место занимают новые и новые группы.
Ежевки и колокола со всех сторон, и единственная возможность хоть что-то хоть как-то снять - это ковш трактора, который меня и поднимает вверх.
Я не знаю, не представляю, какой обычный человек выдержит этот многочасовой пляс с тяжеленными колоколами. А тот шестнадцатый принц карнавала Plemeniti Janez Maksimilijan Gregorič, с которым я говорила на Alpe-Adria (
найдёте ли его там на одной из фотографий?), только улыбался и уверял, что вовсе это не тяжело, и ничего такого в этом просто даже нет...
Так... люди они? Или всё же настоящие куренты?
https://instagram.com/p/BtavLw-gLaN