Прочтение книги Дэвида Линча «Поймать большую рыбу: медитация, осознанность» оставило неоднозначное впечатление. Как мне показалось, данная книга больше направлена на тех, кто знаком с режиссером только по самым успешным его работам (не посещал выставку Линча-художника, не слушал музыку Линча-музыканта и не читал отрывки из интервью разных лет на многочисленных сайтах создателя «Внутренней империи» и «Малхолланд Драйв»). Всем вышеобозначенным в скобках, к которым относится и ваш покорный слуга, «большая рыба» может дать не так уж много новой информации.
Вот Линч рассказывает о том, как приобрёл кинокамеру и снял свой первый короткометражный фильм«Алфавит», в котором совмещались мультипликация и кинокадры. А вот целая глава, посвященная сотрудничеству с Анджелло Бадаламенти.
Большая часть книги отведена давнему увлечению режиссера - трансцендентальной медитацией по системе Махариши Махеш Йоги. И здесь тоже нас не ждут какие-то особенные откровения. Да, нужно ежедневно уделять время для медитации хотя бы по 20 минут. Да, медитация помогает придумывать новые идеи. Вот Линч рассказывает о своем фонде в поддержку медитации и о каком-то конкретном количестве людей (8000 sic!), одновременная медитация которых может привести к миру во всем мире. Однако, при чтении этих параграфов, у меня в голове постоянно начинала проигрываться ленноновская «Sexy Sadie, what have U done?».
С другой стороны, те, кто только недавно был затащен своей подружкой на ретроспекцию Линча (до этого отсмотрев только несколько серий Твин Пикса, и, скажем, самый невнятный его фильм «Дюна») и хочет больше узнать о режиссере, тоже имеют все шансы остаться разочарованными.
Дело все в том, что Линч и все его рассказы - как шкатулка с секретом: читая книгу, не покидает ощущение того, что сам творец - сознательно или нет - намного больше того, о чем он здесь говорит. И конечно успех «Внутренней империи» - не прямое следствие его работы с дешевой цифровой камерой Sony, о которой (наравне с айподом и интернет-видео) с таким восхищением рассказывает Линч в последней части книги.
Все дело в нем самом. Но об этом автор скромно умалчивает.
кросс-пост в
ru_books