Оригинал взят у
voland_lj в
Неожиданный долг России Алексей Чичкин
Как известно, Россия приняла «эстафету» распадающегося СССР, который довольно странным образом стал должником почти всей Восточной Европы. В результате общий долг нашей страны вырос почти на $40 миллиардов.
Двойной стандарт
В 1993 г., когда Россия с помпой вступила в Парижский Клуб, его самые влиятельные участники -страны ЕС, США, Япония и Канада - директивно сократили российские долговые активы более чем на $30 млрд., до $130 млрд. Пассивы же России «парижане» увеличили на $36 млрд., заставив РФ официально признать за собой долги теперь уже бывшего СССР перед странами Восточной Европы - членами бывшего СЭВ. После этой махинации общая сумма советско-российских долгов выросла до $140 миллиардов.
Но откуда вдруг взялась советско-российская задолженность перед Восточной Европой?
Как известно, в 1945-1987 гг. СССР поставлял в «братские» страны нефть, газ, другое промышленно-энергетическое сырье и разнообразное оборудование по символическим расценкам - в 5-12 раз ниже среднемировых экспортных цен. А получал из Восточной Европы оборудование и ширпотреб по ценам выше среднемировых экспортных расценок на 75-110%.
Напомним также, что в 1947-51 годах СССР отказался от 60% денежных и товарных репараций с проигравших войну Венгрии, Румынии и Восточной Германии. В текущих ценах это более $20 миллиардов.
Во имя политической конъюнктуры руководство СССР в 1987 г. решило пересчитать советский импорт из Восточной Европы по завышенным вдвое, а то и вчетверо расценкам - под предлогом «многолетней недоплаты братским странам». Одновременно оно фактически аннулировало задолженность восточноевропейских стран по советским займам и кредитам, а инвестиционно-кредитное участие стран Восточной Европы во многих проектах в рамках СЭВ, реализация которых была сорвана опять-таки в конце 1980-х гг. (прекратились финансирование, поставки оборудования, пересматривались сроки реализации проектов и т.п.), - включило в советскую задолженность. Дескать, те проекты были выгодны прежде всего «доперестроечному» СССР.
Характерно, что упомянутые решения на Кубу и Монголию - членов СЭВ - не распространялись. Поэтому они и сегодня остаются крупными должниками России.
По мнению бывшего зампреда союзного Госплана Степана Ситаряна, «решения эти были сугубо политическими и весьма неожиданными. Официально они объяснялись необходимостью перевести СЭВ на рыночные механизмы, но в действительности проводилась сознательная линия на разрушение общего экономического пространства социалистических стран, что осуждали руководители многих из них».
На сессии глав государств и правительств стран-членов СЭВ (1988 г.) советская делегация многословно доказывала свою приверженность «социалистической интеграции» . Было заявлено, например, о готовности доплатить странам-партнерам за период 1940-х - первой половины 1980-х гг., когда ценовые и сбытовые интересы Восточной Европы якобы часто игнорировались прежним руководством СССР.
При этом стоит напомнить, что в 1947-87 гг. включительно СССР оставался их главным торговым партнером. США, Япония, Канада и Европейское сообщество в те годы ввели ограничения на торговлю и сотрудничество почти со всеми странами-членами СЭВ, кроме Румынии в 1969-86 гг. (Бухарест противодействовал «хрущевско-брежневским» КПСС и СССР по многим вопросам). В 1987-89 гг. санкции сохранились только против ГДР, Кубы, Монголии и были введены против Румынии.
Порядочность дороже денег
Дело в том, что Эрих Хоннекер и особенно Николае Чаушеску резко осуждали не только «перестройку», но и двуличие Запада, в т.ч. Международного валютного фонда, в отношении соцстран. Вдобавок Бухарест и Восточный Берлин отказались пересчитывать свою задолженность перед СССР в его долг перед этими государствами.
В 1988-89 гг. Румыния ценой колоссального напряжения экономики, обусловленного, в частности, внезапными срывами торговых контрактов с СССР, Болгарией, Венгрией, Чехословакией и Польшей, смогла погасить весь свой долг МВФ (около $8 млрд.). Это беспрецедентное событие в мировой экономической истории.
А летом 1989 г. Румыния и ГДР официально отказались «трансформироваться» в кредиторов распадающегося СССР. Отказалось от этого и руководство тогдашней Албании (член СЭВ в 1950-61 гг.).
Кроме того, именно в те годы Запад в сотрудничестве с влиятельными странами-членами ОПЕК более чем на треть обвалил мировые цены на нефть и газ, а ведь доля «нефтегазодолларов» в ежегодных экспортных доходах тогдашней советской казны превышала 65%. Получив внешнеторговый обвал, СССР в считанные годы стал еще и должником почти всех восточноевропейских государств.
Объединенная Германия и с 1990 г. «постдиктаторская» Румыния, по очевидным причинам, быстро отреклись от своих прежних решений, официально заявив, что они считают Россию своим должником.
Зато теперь, пока РФ ведет монотонные «долговые» переговоры с восточноевропейскими странами, в т.ч. о продлении сроков «советско-российских» выплат, на этот долг набегают пени и штрафы, тоже, кстати, признаваемые Парижским Клубом.
Что интересно: западные финансовые институты отказываются пойти на уступки России по проблеме выплаты ее восточноевропейского долга. В то же самое время долги почти всех восточноевропейских государств перед США, странами Евросоюза и Японией постепенно списываются, зачитываются поставками товаров и т.п.
Несмотря на распад СССР, Россия, повторим, приняла только на себя советскую задолженность перед Восточной Европой. Внешние же долги бывших Чехословакии, Югославии (СФРЮ) и Эфиопии (распавшейся на Эфиопию и Эритрею) распределены между вновь созданными на их территориях государствами!
Отсюда:
http://www.spekulant.ru/archive/2005_04_st1.html