Мамору Осии: “Мы смотрим войны по ТВ, словно это развлекательные передачи”

Aug 22, 2010 23:54



Часть 1

В альтернативной реальности “The Sky Crawlers”война превращена в некое развлекательное шоу. Хотите ли вы сказать, что и наш мир к этому стремится?

Я полностью уверен, что мы уже движемся в этом направлении и весьма близки к цели. В фильме война ведется не между нациями, а частными военными субподрядчиками. Насколько мне известно, 20% подразделений, развернутых в Ираке, управляются частными компаниями. Я уверен, это процентное содержание будет только увеличиваться, так как так называемые развитые страны постепенно отказываются от воинской повинности и передают военные заказы частным компаниям. Сейчас это обусловлено исключительно экономическими факторами, но шаг в сторону превращения войны в шоу, может быть очень коротким.

Еще во время первой войны в Заливе стало ясно: мы смотрим настоящие войны по ТВ так, словно это развлекательные передачи. Сцены боевых действий передавались по всему миру в реальном времени с комментариями журналистов CNN, словно это был чемпионат мира по футболу. При помощи спутников и современных технологий можно проникнуть в любой уголок планеты, и даже война может превратиться - или быть превращенной - в голобальное шоу. Так что стоит задаться вопросом: почему мы так зачарованы зрелищем войн, которые происходят вдали от нас, почему смотрим фильмы, полные насилия, или почему аплодируем победам наших командам на международных спортивных состязаниях.

В The Sky Crawlers актеры на сцене военного театра - подростки, которые никогда не станут взрослыми. Вы верите, что настоящая коммуникация между поколениями невозможна?

Концепция детей как отдельных личностей не такая старая и избитая. Было время, когда обряд принятия или инициация, существовал в японском обществе. Этот ритуал знаменовал первый шаг ребенка во взрослую жизнь. Что до Европы, то, как я понимаю, там до недавнего времени - недавнего по меркам человеческой истории - дети даже не считались личностями, они были собственностью взрослых. С другой стороны, есть страны где десятилетние дети становятся солдатами. Следовательно, прежде чем теоретизировать о возможности коммуникации между детьми и взрослыми, мы должны сначала установить как, внутри какой социальной системы, взрослые определяет, что именно этот субъект «не взрослый», ребенок.

Человек и машина. Думаете, мирное сосуществование возможно?

Мы говорим о человеко-машинном интерфейсе, не так ли? Еще в 70-х анимированные телесериалы в Японии рассказывали истории, в которых люди были очень глубоко связаны с машинами, которыми они управляли - будь то космические корабли или гигантские роботы. Машины рассматривались как расширение человеческого тела. и человеческое тело было частью машины. Так возникла необходимость установить непосредственную идентификацию между роботом и персонажем, который им управляет. Тут мы можем еще прибавить культурный фактор, так как мы, японцы, спокойно приписываем различных объектами эмоции. Анимизм - корневой элемент нашей культуры. Каждая вещь может быть ками, или богом.

И мы видим, какой интенсивный обмен между человеком и машиной мы имеем сейчас, а он начался с простой повествовательной потребности. Интересно замечать, как в этой области реальность следует за фантазией аниматоров.

Если позволите такое сравнение, сеть, описываемая в Shost in the Shell, распространилась в нашей повседневной жизни в форме продвинутых мобильных терминалов, которые было бы слишком упрощенно называть “мобильными телефонами”. Конечно, терминал находится в нашей руке и не имплантирован в мозг, но я думаю, основной концепт мало чем отличается.
В The Sky Crawlers отношения человек-машина - не главное в истории, вот почему я решил использовать аэропланы с поршневыми двигателями и пропеллерами вместо реактивных двигателей. Управляя такими самолетами,. пилот должен прилагать психологические усилия для того, чтобы полностью контролировать машину.

Я хотел изобразить так ярко, насколько это возможно, психологическое давление, которое пилоты должны выдержать в бою. И в то же самое время, аудитория этого военного шоу может видеть только две металлические колоды, которые даже не сталкиваются между собой. Это захватывающая стерильная бойня безо всякого осознания, что там действительно умирают люди.
Война в воздухе лишена того психологического груза, который возникает, когда люди видят тех, кого убивают. Скорость и расстояние сводят жестокость на нет.

Оригинал:
http://www.productionig.com/contents/works_sp/64_/s08_/000982.html

mamoru oshii

Previous post Next post
Up