Верхняя Пышма, музей УГМК (Открытая площадка. Железнодорожная техника и корабли ВМФ)

Dec 19, 2022 23:36




Значительную часть (2 гектара) открытой площадки музея УГМК в Верхней Пышме занимает экспозиция посвященная железнодорожной технике. Эту территорию занимает макет железнодорожной станции «Узловая». Реконструкция выполнена в полном размере по фотографии железнодорожной станции «Капралово» города Ревда Свердловской области. Помимо деревянного вокзального здания были воссозданы ее типичные атрибуты: водонапорная башня, колонки для воды, а также кран для загрузки угля.

Пути перед зданием станции занимают железнодорожные составы. В одном из них летнее время для посетителей открыты интерьеры санитарных вагонов. Экспозиция содержит операционную, койко-места для солдат, библиотеку. То есть, так пишут в интернете, но когда мы там были, эта часть экспозиции была закрыта.



Рядом на путях стоят эшелоны, вывозящие оборудование в эвакуацию и везущие военную технику на фронт.



Естественно, составы тянут паровозы. В экспозиции представлены паровозы серий Эу, Эр, Эм, Ов.



Справа находится трофейный паровоз серии ТЭ (буква Т означала трофейный), один из немногих сохранившиеся.



Вспомогательная железнодорожная техника представлена двупутным снегоочестителем ЦУМЗ. Отличие его от однопутного в том, что он сбрасывает снег только в одну сторону.



На одном из путей находится макет бронепоезда БП-43 (паровоз и часть платформ оригинальные).





Рядом с бронепоездом виднеется конструкция, напоминающая космический корабль. Это мотоброневогон МБВ-2. Такие броневагоны, разработанные КБ Кировского завода должны были заменить легкие бронепоезда. Благодаря использованию авиадвигателя броневагон не демаскировал себя шумом и дымом. Завод выпусти два броневагона, после чего программа была свернута (бронезащита к тому времени стала считаться недостаточной, а отсутствие зенитного вооружения окончательно поставило точку в проекте). Оба броневагона сейчас находятся в Москве: один в Кубинке, второй в Парке победы. В Верхней Пышме представлена полноразмерная копия.



А вот тяжелая бронедрезина БДТ-35 вроде как подлинная. На Подольском машиностроительном заводе их было построено пять штук, и в Великую Отечественную войну они применялись для разведки и охраны железнодорожных путей.



Помимо специализированных бронедрезин и броневагонов в СССР производили рельсовые версии броневиков. Здесь представлены (справа-налево): ФАИ-М ЖД, БА-10ЖД и БА-64Б ЖД.



Железнодорожный транспортер ТМ-1-152. Не столь монструозный как 305 мм транспортер ТМ-3-12 в питерском Железнодорожном музее, зато более компактный и мобильный, а 152 мм - это до сих пор крупный калибр. Тем более, на транспортеры ставились корабельные орудия «Б-38». Всего было построено 4 такие установки.



Флот на открытой площадке музея УГМК представлен, в основном, полноразмерными макетами катеров, подводных лодок и образцами корабельной артиллерии.

Перед Великой Отечественной войной СССР пытался компенсировать отставание от ведущих мировых держав в размере флота за счет строительства торпедных катеров и подводных лодок. На фото ниже можно видеть торпедный катер типа Г-5. На его днище использовали уступ - редан, напоминающий формой водные лыжи, используемые в гидропланах. Редан позволяет судну скользить по поверхности воды - глиссировать. Это были самые массовые катера в своем классе в советском Военно-морском флоте - их построили 333 штуки. 533 мм торпеды у этих катеров сбрасывались из торпедных аппаратов назад через корму (при скорости в 51 узел, это можно было делать, не опасаясь что торпеда тебя догонит). В данном случае там видна мина или глубинная бомба, поскольку эти катера использовались еще и в противолодочном варианте.



Позади него находится катер проекта 123бис “Комсомолец”. Эти катера использовали более привычного вида трубные торпедные аппараты, выпускавшие 450 мм торпеды вперед по направлению движения.

Подводный флот представлен полномасштабной моделью рубки ПЛ «С-13» серии IX бис "Щука". Реальной подлодкой с этим номером с 1943 года командовал капитан 3 ранга Маринеско. Перед лодкой можно видеть корабельное орудие Б-13, устанавливавшиеся на советских лидерах и эсминцах в качестве главного калибра.



Еще одна подводная лодка представлена полномасштабным макетом. Это подводная лодка серии XII - "Малютка". Длина субмарины составляла 44,5 метра, максимальная ширина - 3,3 метра, экипаж - 24 человека. Подводные лодки были вооружены одним 45-миллиметровым орудием и двумя торпедами (перезарядка не предполагалась, и стрелять можно было только тем, что на базе зарядили в торпедные аппараты). За годы войны "Малютки" потопили 61 судно.



Морские бронекатера представлены макетом корабля проекта 161 тип «МБК». Эти катера не обладали большой скоростью (всего 13 узлов), но зато были хорошо бронированы (50 мм для цитадели), за что получили прозвище "шхерный танк". Собственно оно намекает на балтийское побережье с многочисленными шхерами (узкими заливчиками), где эти корабли применялись для обеспечения десантных операций. Корабли несмотря на свой малый размер вышли совершенно героические.

В 1944 году при обеспечении высадки десанта на острова Бьеркского архипелага близ Выборга четыре катера 161-го проекта столкнулись с четырьмя немецкими миноносцами серии "Т". Четыре катера, хоть и бронированных, но тихоходных с водоизмещением 157 тонн, против четырех миноносцев водоизмещением по 1700 тонн каждый, имевшими помимо всего прочего по четыре 10.5 см пушки. Казалось бы шансов никаких, но катера вступили в бой. Точнее вступил один из них - БК-503, из-за сбитой антенны не получивший приказа об отходе. Из-под дымовой завесы он выскочил практически вплотную к миноносцу Т-31 и оказался в мертвой зоне для его главного калибра. 76 мм пушки бронекатера так же ничего не могли сделать с бронепоясом миноносца, но патовую ситуацию разрешила пусковая реактивных снарядов на корме. Из выпущенных 6 снарядов 3 попали в цель и миноносец потерял ход. Тут и остальные 3 бронекатера присоединились к морскому бою. Окончательную точку поставили вызванные на подмогу торпедные катера. Две торпеды превратили потерявший ход Т-31 в подводное судно, а остальные миноносцы ретировались. Между прочем, это был первый крупный корабль потопленный советским флотом в открытом бою (из двух за всю Великую Отечественную).



Речные флотилии представлены малым речным бронекатером проекта 1125. Причем это реальный корабль, а не макет. 30 октября 1942 года во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда он был потоплен. Поднят 2 марта 1944 года. Проект 1125 предполагал возможную передислокацию таких кораблей на Дальний Восток, и катера должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР для возможности перевозок по железным дорогам.



Малые корабли ПЛО представлены бронированным малым охотником проекта 194. Эти корабли были созданы на замену охотников типа МО-4, с целью повысить их защищенность.
Катера строились в 1943-1945 годах на ленинградских верфях. Всего было построено 66 БМО пр. 194. Службу охотники несли только в составе Балтийского флота.


Верхняя Пышма, Россия, музей техники, Екатеринбург

Previous post Next post
Up