Санкт-Петербург. От Витебского вокзала до Александринского театра (2021)

Nov 08, 2021 23:52




Из Павловска мы вернулись на Витебский вокзал. На этот вечер у нас имелись планы, но там все начинались где-то в 7 вечера, а до этого момента надо было где-то погулять. Эту проблему мы решили естественным путем, отправившись по Загородному проспекту в сторону Невского.

Буквально в паре минут от вокзала находится питерский ТЮЗ. 23-го февраля следующего (2022-го) года театр отметит свое столетие, а в это здание он занимает с 60-х годов прошлого века. Естественно, в моем детстве походы туда были неизбежными. На аллее перед театром находится памятник Грибоедову работы скульптора В.В.Лишнева.



Дальше начинается застройка доходными домами конца XIX - начала XX веков - царство эклектики и модерна. Многие являются памятниками архитектуры с художественной ковкой, витражами (сохранились, увы, немногие) и лепниной. На углу Загородного и Звенигородской можно видеть два доходных дома Мещанского общества и доходный дом Стенбок-Фермора с башенкой.



Знаменитые пять углов - пересечение Загородного проспекта и улиц Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Архитектурной доминантой перекрёстка является доходный дом Иоффа с башенкой, построенный по проекту архитектора Александра Лишневского в 1913-ом году. Пять углов нашли отражение в нашей культуре от Достоевского до Кинчева. Впрочем, и далее найдутся те, кто будет упоминать это место.



От Пяти углов мы свернули на улицу Рубинштейна - одну из самых примечательных в городе. Во второй половине 2000-х тут открылось большое количество популярных баров и ресторанов, из-за чего улица стала известна как одна из главных ресторанных улиц в Европе. Впрочем, место было уже довольно популярным, так как тут в доме 13 с 70-х годов располагался Ленинградский рок-клуб. Так же эта улица известна как место, где жили многие выдающиеся люди. Например, в доме 23 жили писатель-фантаст Иван Ефремов (его отец был одним из пайщиков при строительстве этого здания) и писатель Сергей Довлатов. Так же тут прошло детство Аркадия Райкина.



Недалеко от ворот дома 23 в 2016-ом году был установлен памятник Сергею Довлатову (работа скульптора Вячеслава Бухаева).



Если пройти дальше по улице Рубинштейна, то можно увидеть один из самых интересных домов Санкт-Петербурга - бывший доходный дом графа М.П.Толстого или Толстовский дом. На самом деле это целый квартал, занимающий место от набережной Фонтанки до улицы Рубинштейна, но при этом имеющий один адрес.



Год назад я писал про "секретные" сады Петербурга - места с одной стороны красивые и интересные, а с другой стороны скрытые от взглядов публики. В некоторые еще и попасть затруднительно, так как ворота во многие дворы в центре запираются, и ключи есть только у местных. К подобным местам относится и Толстовский дом. Хотя он совсем не скрыт, а очень даже хорошо виден с Фонтанки, но вход во двор тут тоже только для своих. Нам повезло - когда мы дошли до ворот во двор Толстовского дома, кто-то из жильцов выходил и мы смогли проскочить во двор Толстовского дома. Из-за этого мы не дошли до дома 13, где раньше был Ленинградский рок-клуб, и дома 7 - образца раннего конструктивизма, в котором жила поэтесса Ольга Бергольц, но выпавшим случаем нужно было пользоваться.



Толстовский дом был построен в 1910-1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого, из-за которого он и получил свое название. Архитектором проекта выступил Ф.И.Лидваль.



Дом представляет собой последовательность из трех проходных дворов, соединенных арками. Продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Насаждения в центре дворов - это уже наследие советской эпохи. Изначально там находились проезды, образовывавшие своеобразную сквозную улицу, иногда называвшуюся улицей зодчего Лидваля (по аналогии с улицей Зодчего Росси).



Дом является одним из образцов стиля северный модерн. В отделке представлены характерные для творчества Лидваля элементы: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений.



Проект толстовского дома был очень прогрессивным для своего времени. При постройке сразу были предусмотрены прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных.



Как и другие дома на улице Рубинштейна Толстовский дом знаменит своими обитателями. Здесь жил Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Евгений Рейн, Михаил Шемякин и Эдуард Хиль. В память об Эдуарде Хиле его имя было присвоено скверу под окнами его квартиры. На фото ниже он проглядывает в дальнем конце двора перед фасадом со стороны Щербаковского переулка.



После Толстовского дома мы решили дойти до улицы Росси и на набережной Фонтанки свернули к мосту Ломоносова. Рядом с этим мостом находится внушительное здание доходного дома Елисеева, того самого, который человек и магазин. Дом строился по проекту архитектора Барановского, которого в шутку называли "придворным архитектором Елисеевых" и который так же был автором проектов знаменитых Елисеевских магазинов в обеих столицах. Помимо своих архитектурных достоинств дом известен тем, что тут проживал генерал А.А.Брусилов.



Мост Ломоносова - один из семи типовых трехпролетных мостов через Фонтанку, построенных в конце XVIII века, и кроме этого из них сейчас сохранился только Старо-Калинкин мост. Изначально мост назывался Екатерининским в честь императрицы Екатерины II, но практически сразу после постройки его переименовали в Чернышёв мост по находившейся неподалеку усадьбе графа Чернышёва. Имя Ломоносова он получил в 1948 году.



Характерной чертой типовых мостов через Фонтанку были гранитные башни, стоящие на быках. Центральный пролет тогда был разводным, и в башнях размещались подъемные механизмы. С середины XIX он перестал быть разводным, и башни стали нести чисто декоративную функцию.



Перейдя через Фонтанку мы увидели, что на улице Росси вовсю идет ремонт, и печально побрели к Александринскому театру, который тоже стоял в лесах. Зато можно было полюбоваться на доходный дом архитектора Басина, построенный в неорусском стиле, который эффектно выделяется из классицистического окружения. Этот дом вдохновил Александра III на реформы в области армейской моды, а благодаря соседству с Александринкой он долгие годы остается пристанищем для тех, чья жизнь связана с театром.



Рассматривая фасад я внезапно обнаружил, как к кому-то в окно заглядывает чайка. Точнее, нагло туда заходит.



Между Александринским театром и Невским проспектом находится Екатерининский сквер со знаменитым памятником Екатерине II. Его создание было приурочено к столетию восшествия императрицы на престол. Тогда Академия наук назначила конкурс, в котором выиграл проект художника М.О.Микешина. Изначально памятник планировалось установить перед Екатерининским дворцом в Царском селе, но в 1865 году было принято решение разместить его на нынешнем месте, где он и был открыт в 1873 году. Но в Царском селе он тоже был установлен в виде копии в масштабе 1/16 перед павильоном Грот.



Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал П.Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г.Потемкин и полководец А.Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г.Державин и президент Российской академии Е.Дашкова - к Аничкову дворцу, князь А.Безбородко и президент Российской Академии художеств И.Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В.Чичагов и государственный деятель А.Орлов-Чесменский - к фасаду Александринского театра. Из всех них больше всего не везет Суворову - вандалы у него уже дважды воровали шпагу.



Напротив Екатерининского сквера находится уже знакомое здание Елисеевского магазина. Рядом с ним находится фонтан Часы - копия не дожившего до наших дней петергофского фонтана. Только в этот раз рядом с ним не стояли впариватели голубей для фотографирования, и дети смогли к нему подобраться и покрутить каменный шар.



Там же на Малой Садовой в прошлом году мы обнаружили памятник коту Елисею. А вот кошку Василису мы тогда не заметили, и лишь позже, узнав про нее, я смог разглядеть ее в углу одного из фото. Зато сейчас ничто не помешало найти ее на одном из карнизов на другой стороне улицы.


современная скульптура, Россия, модерн, Санкт-Петербург, мосты, фонтаны

Previous post Next post
Up