Если кто-то оказывался к северу от ВДНХ, тот знает, что там находится Главный ботанический сад имени Н.В.Цицина. Это один из крупнейших ботанических садов Европы, хотя и не столь старый как московский же Аптекарский огород или питерский
Ботанический сад Петра Великого. Он был основан сразу после войны в 1945 году и в отличии от последних в большей степени ориентирован на научную работу. В нем даже имеются уголки (Новая оранжерея и другие), которые недоступны для публики.
Сейчас самый неправильный способ добираться в Ботанический сад - это ехать до станции с тем же названием, хотя он и кажется очевидным. То есть, от нее, конечно, туда можно попасть, но придется походить, причем некоторое время по совершенно запущенному лесу. Может сейчас там появились какие-нибудь дорожки, но 10 лет назад с коляской нам было довольно сложно пробираться. А в остальном, там вполне симпатичный ландшафтный парк. Собственно таковым он и создавался, когда эти земли перешли во владение к Шереметьевым.
Сейчас попасть в Ботанический сад гораздо удобнее через станцию Владыкино. От нее выходишь прямо к Главному (Лабораторному) корпусу.
В очередной раз мы решили отправиться в Ботанический сад в марте этого года. Казалось бы, не самый подходящий момент, но там в это время в оранжерее цветут орхидеи и родадендроны. Да и оранжерея, когда за стеклом снег, воспринимается совсем по-другому. Со стороны заснеженного леса тропическая зелень также смотрится весьма впечатляюще. Правда, сначала на пути оказываются два огромных стеклянных корпуса Новой оранжереи, куда посетителей не пускают. А ведь там даже пруды есть с водными растениями.
Нам же нужно было в Старую оранжерею, которая больше напоминает тепличное хозяйство, выстроенное вокруг корпуса послевоенной постройки. Собственно разница между теплицой и оранжереей только в названии. Кстати, две большие оранжереи на заднем плане - это корпуса упомянутой Новой оранжереи.
В основном сооружения оранжереи тут приземистые, напоминающие местами даже не теплицы, а парники, но есть несколько довольно просторных, где высажены деревья тропических лесов.
Старая Фондовая оранжерея - это уникальное историческое сооружение, возведенное в Главном ботаническом саду в период с 1945 по 1953 годы и ставшая «домом» для тысяч растений из теплых регионов земного шара. С 1953 года Старая Фондовая оранжерея Главного ботанического сада стала открыта для свободного посещения.
Согласно распространённой легенде, которая не имеет документальных подтверждений, но выглядит достаточно достоверной, в основу первой коллекции оранжереи легла ботаническая коллекция Германа Геринга. Геринг вошёл в историю как председатель Рейхстага и рейхсминистр авиации Германии, но в его биографии были и другие должности, в числе которых - Имперский лесничий Германии. Будучи большим любителем природы, Геринг собрал обширную коллекцию орхидей и других растений, которую после окончания Великой Отечественной войны вывезли в Советский Союз. За орхидеями-то мы и пришли сквозь мороз и снега.
Пространство внутри оранжереи разделено на несколько экспозиционных отделений, построенных по географическому принципу, и сначала попадаешь в зону тропиков Старого и Нового света. Здесь представлены различные виды фикусов и пальм, огромные бананы, какао-деревья, папайа и даже баобаб. Справа на фото ниже, как раз, он. Не похож? Так он же маленький - не вырос еще!
Там можно подняться по лестнице на второй этаж и рассмотреть все сверху.
В зарослях растений бродят сторожевые коты.
К тропикам примыкает экспозиция сухих субтропиков, которая представлена растениями Средиземноморья, Южной Африки, Мадагаскара, Австралии, Северной и Южной Америки.
В Средеземноморье находятся "библейские" растения, среди которых можно посидеть на скамеечке.
В области пустынь можно увидеть различные виды суккулентов, ксерофитов, кактусов и алоэ.
На столе в горшках разместились разнообразные виды герани.
К доступным для посетителей помещениям примыкают приземистые оранжереи, которые я назвал парниками. Это те части, которые недоступны для публики, ведь тут находится еще и база для научной работы сотрудников Лаборатории тропических растений и экспозиция тропических и субтропических растений.
Фикусы и рододендроны. Правда, это еще не тот зал с рододендронами, куда мы хотели попасть. В этом месте очень сложно было дождаться, когда рядом с цветущим кустом никого нет. Либо сами цветы снимают, либо позируют на их фоне. А самая засада была в том, что там очередные новобрачные решили фотосессию устроить, а в узких проходах невесту в свадебном платье ведь не очень-то и обогнешь.
В следующем помещении была выставка орхидей, у которых устроили период цветения. Ботаники ведь знают, как этого добиться у всех разом.
Цветы красивые. Смотреть как они называются бесполезно, все равно ничего не запомнишь - нужно ходить и наслаждаться. Тем более, за окном -10 и снега по пояс.
Глядя на зал с орхидеями, жена предположила, что тут когда-то был пруд с водными растениями. Очень уж недвусмысленно на это намекала бетонная чаша в центре. Так и оказалось, если верить
фото по ссылке.
Теперь можно вернуться в зал тропиков и перейти оттуда к влажным субтропикам.
Кстати, пушистое дерево на фото ниже - это канарская сосна.
Под ней растут папоротники. Правда, в сравнении с Петербургским ботаническим садом можно считать, что тут их почти нет.
Естественно много разнообразных пальм.
Что-то похожее на черный перец, но не он, судя по всему.
Какие-то совсем неидентифицируемые цветы.
Нашелся даже кусочек открытой воды. Но совсем уж маленький.
Иногда встречаются большие формы, но тут им тесновато.
Наконец оранжерея с рододендронами. Для нас это знакомые растения, мы их часто видели в Средиземноморье. Очень красивые, но тут тот случай, когда смотреть - можно, трогать - нельзя. Многие их виды ядовиты и содержат нейротоксин. Впрочем, это много к каким растениям относится. Что и на кого подействует, предсказать очень сложно. Например, половина растений у нас дома ядовиты для кошек. Правда, кроме традесканции их особо ничего не привлекает. Но когда дети притащили домой одуванчик, кот на него набросился, сожрал и ... облез - острая аллергия. В общем, если увидите красивое растение - будьте осторожны.
От Оранжереи можно выйти к ВДНХ, но в этот раз для таких прогулок было холодновато. К тому же начинало темнеть, и мы вернулись к Владыкино.