Москва. Кремль и его окрестности. (2016-2024)

Mar 02, 2021 23:53




Как и положено обитателям столицы, за 15 лет совместной жизни мы с женой побывали в Кремле всего один раз. То есть, мы, конечно, пытались, но не проявляли должной настойчивости. Это то самое место, куда очередь стоит всегда или почти всегда. Пять лет назад мы поломали эту систему и отравились туда не на выходных, а утром в пятницу. У меня тогда шел процесс смены места работы, и в старой конторе очень даже имело смысл реализовать накопившиеся отгулы. В общем, воспользовались этой возможностью с пользой для себя.

Для посетителей Кремля путь туда идет через Кутафью башню, около которой находятся кассы, оттуда по Троицкому мосту и через ворота в Троицкой же башне.



За стеной оказываешься около Кремлевского дворца Съездов. Когда-то я ходил туда на балет, и мы этот вариант тоже рассматриваем, но как-нибудь в перспективе. На этот раз мы решили ограничиться Соборной площадью, церкви которой отражают в его окнах.



По дороге к Соборной площади можно увидеть два самых знаменитых кремлевских артефакта: Царь-пушку и Царь-колокол. Царь-колокол из них наиболее поздний - он был отлит по приказу Анны Иоанновны в 1730 году в память потомкам о её царствовании. Сначала планировалось, что заказ будут выполнять иностранцы, но француз Жермен - механик французского короля решил, что это шутка, и от предложения отказался. В итоге колокол отливали русские мастера под руководством Ивана Моторина. Доподлинно неизвестно почему он раскололся, известно лишь, что это случилось во время Троицкого пожара. Хотя и существовали проекты его восстановления, но они были отвергнуты и Царь-колокол так ни разу не зазвонил. Может, это и к лучшему, так как колокола весом более 32 тонн начинают забираться в инфразвук по частотному диапазону, а тут целых 202 тонны вышло. Такой колокол мог бы создать неиллюзорную панику на всей территории тогдашней Москвы.



В отличие от Царь-колокола и вопреки расхожему мнению из Царь-пушки был произведен как минимум один выстрел. Это было выяснено во время ремонта орудия в 1980 году. Тогда в Серпухове его исследовали сотрудники Артиллерийской академии имени Дзержинского. В конце-концов так было принято в те времена - все пушки перед принятием на вооружения испытывались выстрелом из них. Причем выстрел должен был сделать мастер, производивший отливку. Царь-пушку по приказу царя Фёдора Ивановича отлил из бронзы в 1586 году мастер Андрей Чохов. Он был известен так же своими пищалями «Скоропея» массой в 3,6 тонны, «Троил» («Троянский царь») массой в 7 тонн, «Инрог» массой в 7.4 тонны, «Лев» массой в 5.6 тонн, «Аспид» массой 6 тонн. Но здесь Царь-пушка своей массой 40 тонн была больше их всех, а по калибру (890 мм) ее превзошли лишь в XIX веке мортира Малетта (914 мм) и в 1944 году американская мортира «Маленький Давид» с тем же калибром 914 мм.

А вот в боевых действиях Царь-пушка действительно участия не принимала. Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея. Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку. Кстати, ядра, сложенные пирамидой перед пушкой, имеют лишь декоративную функцию. Они были отлиты в XIX веке вместе с декоративным же лафетом. В реальности же пушка должна была стрелять "дробом" - щебнем, использовавшимся в качестве картечи (она и в документах значилась как "дробовик").



После этого можно пройти на Соборную площадь - исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания. Собственно по соборам она и получила свое название.



Одна из доминант площади - это Успенский собор - старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Он был построен в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти. В Италии, тот прославился в большей степени инженерными проектами: первым документально засвидетельствованным перемещением здания, выпрямлением наклоненных башен (с слову, не всегда удачным), строительством мостов и каналов. Некоторое время он работал при дворе венгерского короля Матьяша и строил мосты через Дунай. Кстати, одну из работ архитектора - шлюз Виаренна можно увидеть в Милане, в районе Навильи.

В 1470-х годах случилось два события: в июне 1473 года Аристотель Фьораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий, а в 1474 году в Москве обрушился почти достроенный Успенский собор, и царь Иван III по совету жены Софьи Палеолог срочно отправляет в Италию посла за подходящим специалистом. Обвинение оказывается ложным, но очень способствует тому, что мастер соглашается на предложение русского царя. Результат оказался весьма интересным - вроде бы чисто русский храм (никаких отступлений от канона не было), но построенный с использованием самых современных на тот момент инженерных решений.

На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей - московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и новгородских святых - епископа Никиты и архиепископа Иоанна.



В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. Не исключено, что такое решение было подсмотрено Аристотелем Фьораванти в соборе Сан-Марко в Венеции (в этом городе он как раз и занимался выпрямлением колоколен). Там в люнетах фасада аналогичным образом размещены мозаики.



В центре изображена «Новозаветная Троица» - Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя.



На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов.



В Успенском соборе издавна проводились коронации русских монархов. Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы - мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года.

Рядом с Успенским собором находятся Патриаршии палаты и церковь Двенадцати апостолов. Этот комплекс зданий был построен в 1635-1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Сейчас там находится музей прикладного искусства и быта России XVII века.



Перед западным фасадом Успенского собора находится церковь Ризоположения. Она была построена в 1484-1485 годах и служила молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стала домовой церковью патриархов. Этот храм был освящен в честь ризы Пресвятой Богородицы. Слева от церкви видны купола Верхоспасского собора или собора Спаса Нерукотворного образа. Он был построен в 1635-1636 годах мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым и входит в комплекс домовых церквей русских царей при Теремном дворце.



Левее церкви Ризоположения находится Грановитая палата (на фото ниже она видна справа) и слева от нее Благовещенский собор. По преданию, деревянный Благовещенский собор был построен в 1291 году Владимирским князем Андреем Александровичем. Первые письменные упоминания о каменном храме относятся к концу XIV века. В 1405 году храм украсили фресками художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. В 1416-м здание разобрали и возвели новое, расширенное до размеров современного, а в 1484 году по приказу Ивана III началось строительство нового здания храма под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Возведение было закончено через пять лет, после чего его освятил митрополит Геронтий.



С восточной стороны Соборной площади находятся колокольня Ивана Великого и Архангельский собор.



Колокольня Ивана Великого или церковь Иоанна Лествичника по имени основного храма - это еще одна кремлевских доминанта. Хотя церкви "под колоколы" на этом месте строились еще со времен Ивана Калиты, данный храм относится к царствованию Ивана III (Великого). В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя. Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен - кампанил в русской архитектуре.



Собор святого Архистратига Михаила был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Первый храм на этом месте был построен в 1247-1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом и служил усыпальницей великокняжеского рода. В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики. К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III и начали строить новый. Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III.



Со южной стороны стороны можно найти точку, откуда Благовещенский собор, Грановитая палата, Успенский собор, церковь Двенадцати апостолов и Архангельский собор видны одновременно. Лепота!



К Соборной площади примыкает Тайницкий сад - парковая зона на территории Кремля, существующая с XIV века. Правда, апрель оказался не лучшим временем для знакомства с ней. В 2013-м году в Тайницком саду со стороны кремлевской стены была сооружена вертолетная площадка для президента России.



Около Троицкой башни напротив Дворца Съездов находится здание Арсенала перед которым выставлены исторические пушки, включая упоминавшуюся выше пищаль "Аспид" работы Чохова.



Выйдя из Кремля, можно пройтись по Александровскому саду. Этот парк площадью 10 га протянулся вдоль западной Кремлёвской стены от площади Революции до Кремлёвской набережной. Он состоит из Верхнего, Среднего и Нижнего садов. Если Средний - это в основном деревья и аллеи, то верхний это цветники и памятники.



Из памятников Верхнего сада можно отметить памятник патриарху Гермогену, сделанный по проекту Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ...



... Итальянский грот, возведенный в 1820 году по проекту Осипа Бове, обелиск в честь 300-летия дома Романовых, находящийся рядом с гротом, и Могилу Неизвестного Солдата.



Могила Неизвестного Солдата, где были перезахоронены останки красноармейцев, погибших в 1941-м в Московской битве, появилась в Верхнем саду 8 мая 1967 года. Справа от Могилы находится гранитная аллея с двенадцатью отдельными блоками из тёмно-красного порфира, на каждом из которых указано имя города-героя, размещено изображение «Золотой звезды», а внутри блоков помещены капсулы с землёй из этих мест. Возле мемориала горит Вечный огонь, привезённый с Марсового поля из Санкт-Петербурга. Факел принял Алексей Маресьев, а в центр звезды огонь поместил Леонид Брежнев. Рядом с Вечным огнём находится Пост № 1, где регулярно с 12 декабря 1997 года с 08:00 до 20:00 стоит почётный караул военнослужащих Президентского полка. Опытные гости столицы стараются подгадать визит в Александровский сад к моменту смены почётного караула.



После реконструкции Манежной площади в 1996 году там появился подземный торговый комплекс "Охотный ряд" и фонтанный комплекс между ним и Александровским садом. Комплекс состоит из шести частей: «Гейзер», «Река Неглинная», «Завеса», «Улитка», «Водопад», «Грот», которые украшены скульптурами Зураба Церетели. Фонтан «Река Неглиная» имитирует русло реки, спрятанной два века назад в трубу, и его украшает скульптурная композиция «Герои сказок» со скульптурами персонажей: русалками, Иваном-царевичем с Царевной-лягушкой и другими.



Второй крупный фонтан в составе комплекса - «Гейзер», украшен скульптурой «Времена года», изображающей четырёх коней - четыре сезона. Когда фонтан работает, у посетителей Манежной есть развлечение - пробежать позади коней под сводом из водяных струй. Впрочем, и в остальное время стоит туда заглянуть - вид фонтана с этого ракурса совершенно незабываемый. Попробуйте теперь это развидеть!



Из Александровского сада через чугунные ворота около угловой Арсенальной башни можно пройти к зданию Государственного исторического музея.



Исторический музей я застал в двух эпохах. Первый раз я там побывал, когда поступал в институт, и это было в 1986 году, когда никто и не думал, что спустя пять лет СССР распадется. Тогда это было место, в значительной степени пропитанное идеологией. В следующий раз мы побывали там три недели назад, и музей я опознал лишь по залам, посвященным древнему миру.



Впрочем, налет идеологии в этом музее был с момента закладки его здания в 1875 году. Первый камень в основание музея заложил лично император Александр II, интерьеры украшают атрибуты царской власти, а значительная часть экспозиции посвящена истории рода Романовых и рода Рюриковичей. Особенно внушительно смотрится роспись потолка Парадных сеней, где изображено генеалогическое древо царского рода. Очень-очень схематическое, так что не очень непонятно кто, кому и в каком колене приходится родственником.



Там же можно видеть один давних символов российской власти: Льва и Единорога. При их виде в памяти обычно всплывает Великобритания, но и российские заснеженные равнины эта парочка облюбовала уже давно. Эти фигуры присутствовали на печатях Московского двора, украшали трон Ивана Грозного, присутствуют в оформлении Спасской башни. Естественно, не могли они обойти стороной и здание Исторического музея.



Но в целом коллекция интересная, причем и древность хорошо представлена.

Казбекский клад.



Древние скульптуры.



Южные ворота Рождественского собора в Суздале.



История правления Романовых тоже представлена, хотя после эпохи Екатерины II залы были закрыты.



Из интересного: старинный атлас в одном из залов. С ним можно было с играть в нашу любимую игру: найди на карте места, где побывал. Нашли Амальфи, Сорренто, Монелию, Равенну, Сирмионе. Это из мелких городков. С крупными, понятное дело, все значительно проще.



Когда мы там были три недели назад в музее проводилась выставка разнообразных изделий из золота от украшений и момент до олимпийских медалей. Из забавного: композиция Время, Удача и Бедность. Естественно, все из чистого золота.



Рядом со зданием Исторического музея находится, построенное в схожем с ним стиле, бывшее здание Городской думы. Долгое время там находился музей Владимира Ильича Ленина. После Перестройки там устраивали разные выставки (в частности, Биенале), а с 2012-го там открылся музей Отечественной войны 1812 года. Перед Первой мировой такая экспозиция размещалась в основном здании Исторического музея, но после Революции она была расформирована. В результате этого решения были утрачены скульптурные портреты семьи Наполеона I работы Антонио Кановы. Лишь в 90-х они случайно были обнаружены в подвалах Исторического музея. Сейчас они выставлены в центральном зале музея Отечественной войны 1812 года, которому собственно и принадлежали.



Из интересного для меня там можно было увидеть французскую полевую кухню тех времен. Довольно часто упоминается, что организация централизованного питания - это ноу-хау российской армии, и в остальной Европе массовое внедрение полевых кухонь началось лишь во время Первой мировой. Но, видать, в какой-то степени это происходило и раньше.



Между зданиями Исторического музея и музея Отечественной войны 1812 года находятся две башни Воскресенских ворот. Когда-то они были воротами в Китайгородской крепостной стене. Правда, сейчас это современная их реконструкция (1995-го года), поскольку в 1935 году оригинальные ворота были снесены, чтобы освободить проезд для прохода военной техники во время парадов.



Еще одно название этих ворот - Иверские по Иверской часовне, находящейся в центре проезда.



За воротами находится небольшой собор Казанской иконы Божией Матери. Первый деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. После пожара в 1630 году собор выстроили в камне под руководством зодчего Абросима Максимова. После Революции, в 1925 году, как ни странно, силами и на средства прихожан началась реконструкция собора под руководством Петра Барановского. Правда, Моссовет принял иное решение, и в 1929 году была снесена колокольня, а в 1936 году и сам храм. Перед демонтажем собора Петр Барановский успел произвести его обмеры и фотофиксацию, что облегчило его воссоздание 1993 году.



С этой точки открывается канонический вид на Красную площадь.



Кстати, фото старое (2006-го года), и слева можно разглядеть кусочек гостиницы "Россия". Сейчас на ее месте парк Зарядье, и мы застали все стадии процесса преобразования. Например, в 2009-ом там было так.



А это спустя 10 лет, осенью позапрошлого года.



Идея нынешнего парка заключается в организации пространства по принципам природного урбанизма, согласно которым природная и городская среда соседствуют друг с другом, образуя новый тип общественного пространства. В парке воссозданы четыре ландшафтные зоны России: тундра, степь, лес и болото, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад, пересекаются и наслаиваются друг на друга.





При реорганизации пространства нужно было вписать в складывающийся ландшафт находящиеся на территории парка исторические здания: девять храмов, палаты бояр Романовых, Старый английский двор. В процессе работ была проведена их реставрация. Кроме того, в отсутствии застройки теперь стало возможным рассмотреть эти здания с разных сторон. Например, церковь Зачатия праведной Анны, одна из старейших в Москве до этого ни откуда не просматривалась.



Так же стало возможным рассмотреть церковь Святого Георгия Победоносца. Эта церковь была построена в 1658 году, а в 1818 году к ней были пристроены помещения трапезной и колокольня. Колокольня контрастирует с основным зданием церкви из-за своего псевдоготического стиля, но в процессе реконструкции она была перекрашена, и сейчас это не так бросается в глаза.



За 10 лет до этого, она выглядела вот так.



В этом районе исторические здания сосредоточены довольно компактно. Чуть поодаль находятся палаты бояр Романовых.



За ними чуть в глубь территории парка Зарядье находится Знаменский монастырь со Знаменским собором. Сейчас собор также отреставрирован, а в 2009-ом он был таким.



Еще дальше можно видеть Старый английский двор.



Напротив них с другой стороны Варварки находится Гостиный двор - старейший Гостиный двор Москвы. Впрочем, нынешнее его здание относительно поздней постройки - в 1805 году его построили по проекту Кваренги. Оно сильно пострадало при пожаре Москвы в 1812 году и было восстановлено под руководством архитектора Осипа Бове.



Во время реконструкции к 850-летию Москвы внутренний двор Гостиного двора замостили гранитом и перекрыли прозрачной крышей. Кстати, моя предыдущая фирма 1.5 года арендовала там офис, и это здание мне хорошо знакомо.



В процессе создания парка "Зарядье" там был построен Парящий мост, который заявлен как главная смотровая площадка Москвы.





Мост представляет собой подковообразную конструкцию двумя концами связанную с берегом, на котором расположен парк Зарядье.



Естественно, лучшие виды там можно наблюдать с дуги, которая нависает над рекой. Лучше всего подождать, когда стемнеет. Ночные виды там фантастические.

Это еще в сумраке.



А вот тут ночью.





Еще один канонический вид открывается с Большого Москворецкого моста.



И еще один вид со стороны Большого Каменного моста.



На этом прогулку вокруг Кремля можно считать завершенной.

Россия, фортификация, готика, Москва, Канова, фонтаны

Previous post Next post
Up