Реклама в СССР.

Dec 22, 2014 10:58


Многие из нас в буквальном смысле слова ненавидят рекламу, и, каждый раз, когда с экрана телевизора или с биллборда нам пытаются что-то «втюхать», мы начинаем разглагольствовать по поводу того, что хороший товар в рекламе не нуждается, а в СССР и подавно не слышали о таком понятии как «реклама», и вроде как ничего - жили люди.

Кажется, что мода на рекламу появилась в середине 90-х, и пришла она к нам конечно же из капиталистических Соединённых Штатов Америки, где рекламируется всё, начиная от мыла и заканчивая самолётами. Однако это не так. Реклама была и в царской России, и в эпоху НЭПа, и даже во времена, когда все в СССР считали, что вот-вот коммунизм окончательно победит, а значит никаких «буржуйских прожилок» (рекламирование товаров и услуг с целью завлечь потребителя) просто и быть не может.

Конечно, та реклама сильно отличалась от современной, не заполоняла собой всё вокруг и в каком-то роде просто была незаметна для обывателя, хотя и оказывала на него влияние не меньше, а то и больше чем сейчас.


Основным правилом рекламных плакатов (а это основная часть рекламной продукции в СССР) была представлена гражданам в качестве агитационно-информационной продукции. То есть, граждан не уговаривали и не заманивали «яркой упаковкой», а предоставляли всю необходимую информацию либо просто агитировали на тот или иной поступок. Стоит также заметить, что в рекламе тех лет не допускалось и малейшей доли обмана или недоговорок, что сейчас сплошь и рядом. Взять хотя бы рекламу сотовой связи одного из известных, на сегодняшний день, операторов. В рекламе определённого тарифа мы отчётливо можем видеть «Звоните по цене всего 1 коп.». Вроде бы заманчиво. На деле выясняется, что это 1 копейка за каждую секунду разговора, либо только в определённое время суток, либо за весь разговор, но при условии, что каждые новые сутки с счёта будет сниматься 100 рублей и т.д. Вроде бы и правду написали, и в то же время абонента откровенно «надули».

Реклама СССР была правдивой, ненавязчивой и полезной. SemSocial предлагает ознакомиться с несколькими шедеврами, коими многие плакаты в действительности являются, так как создавались они настоящими художниками.

Как мы знаем, реклама алкогольной продукции сегодня не в почёте. А вот в Советском Союзе она публично была представлена потребителю, хотя и только в определённых местах.




«Все знатоки пьют только Самаркандское пиво пивоваренного завода государственного треста “Турквино”».

Вроде бы просто слоган, но, потребителю предоставляют основную информацию о том, где именно производится пиво. Кроме того, ненавязчиво сообщают, что именно это пиво предпочитают настоящие ценители. Нет - нет, если вы это пиво не пьёте, то не нужно отчаиваться. Просто вы ещё не вышли на уровень «профессионала» и пока только в лиге «любителей», что уже само по себе является агитацией. Пиво не навязывают. Можете даже и не покупать его, но, если вы себя считаете настоящим знатоком….

А теперь заметьте определённое отличие от современной рекламы. «Продажа во всех городах края». Хочется сразу отметить, что это далеко не просто слова. Конечно, далеко не всем хватало свежего пивка «Турквино», но в каждом городе края его действительно можно было приобрести. Тут главное подсуетиться и места знать.

Активно рекламировались и более крепкие напитки, такие как водка.



Тут нам предлагают историю создания напитка, а также некоторую статистику. Например, за десять лет экспорт водки из СССР увеличился в десять раз. Согласитесь, тут есть чем гордиться. Заграничные буржуи буквально спиваются нашей водкой в тот момент, когда мы говорим своё твёрдое «НЕТ» алкоголю, о чём и гласит следующий плакат.



То есть, употреблять то вроде как и можно, но не достойно это настоящего советского гражданина.

С табачными изделиями дела обстояли примерно также, как и сейчас. С одной стороны стильная реклама, которая всячески продвигала товар, как, например, в случае с сигаретами от «Главтабак», которые были утверждены министерством пищевой промышленности СССР.



С другой стороны проходила серьёзная пропаганда о вреде курения.



Как известно, «всё лучшее детям». Конечно, может в Советском Союзе выбор этого лучшего был не велик, однако реклама товаров для малышей рассказывала молодым мамам о том, где можно купить всё необходимое.



На рекламном плакате представлены адреса универсальных магазинов, а также перечень товаров, которые можно приобрести. Точнее, не перечень, а «ВСЁ». Всё, что нужно ребёнку от рождения и до шестилетнего возраста. Стоит отметить, что в СССР ребёнку требовалось куда меньше этого «всего», чем сейчас. Но самое главное - это то, что наборы для новорожденных рекомендован не каким-то там доктором Комаровским, а целым отделом охраны матери и младенца наркомздрава.

И для сравнения реклама детских товаров сегодня. Выглядит она примерно так:




«Волшебный мир детства» и дети на картинке. Это уже хорошо - уже знаем, что чего-то там для детей. Есть адрес и дата информация о том, что каждого ребёнка ждёт подарок и акция на снижение цен. Вот только изображено всё так, что в первую очередь потребитель ловит информацию о подарке, и далеко не каждый обратит внимание на то, что эта акция длится только один день. Например, некоторые могут подумать, что 1 июня - это дата открытия магазина. Как бы и не обманули, но…. И самый главный недочёт (а точнее, это скорее недоговорка) заключается в отсутствии информации о том, какая группа товаров вообще представлена в ассортименте. То есть, вы можете ехать со своим чадом через весь город, пообещав ему игрушку и надеясь ещё и халяву в виде подарочка отхватить. Но, приехав, вы можете узнать, что «Волшебный мир детства» - это магазин детских вещей. Ну а раз приехали, то ведь не зря. Купите чего-нибудь, а ребёночек ещё и подарок получит в виде воздушного шарика. И ведь всё без обмана.

Особое место в советской рекламе уделялось рекламе продуктов. Конечно, разнообразие продуктов может и было не столь огромно как сейчас, зато всё чётко и ясно.



Всякие «Магги» и «Галина бланка» были ещё где-то далеко на Западе, когда на просторах нашей необъятной родины продавались бульонные кубики под названием «Куринный бульон в кубиках». Но примечательно в этой рекламе другое. В нижнем углу весьма отчётливо написано «требуйте всюду». Не спрашивайте, как сейчас, а именно требуйте. То есть, правило «покупатель всегда прав» работает на все 110%.

Вообще, если говорить о рекламе продуктов в те далёкие времена, то стоит учесть, что не было никаких профессиональных «стилистов еды». Гражданам не показывали нечто такое красивое и аппетитное, как например муляжную клубнику из пластика политую белой краской, которая имитирует сливки. Тогда всё было проще, но натуральнее. Что на плакате, то и на полке. Как, например, в случае с таким вот набором из продмага.



Взглянув на сие «изобилие», любая хозяйка того времени сразу же могла сообразить, что из представленных полуфабрикатов ей нужно купить, чтоб сварганить неслабый ужин из двух-трёх блюд для всей семьи. И согласитесь - простые полуфабрикаты, а выглядят действительно вкусно, по крайней мере для рабочего класса.

Или реклама горошка.



На плакате представлена необходимая информация о том, чего там в упаковке, и в качестве бонуса рецепт. «15 минут варки - отличное блюдо». Кстати, некоторым современным девушкам такая реклама стала бы отличным пособием по кулинарии.

Замечательнейшая, на наш взгляд, реклама «советского гамбургера».



Всё чётко и ясно. Горячая котлетка, да ещё и с булочкой, да ещё и всего 50 коп. И не нужно никакого листа салата с капельками росы, соуса и кунжута. Не нужна Пепси в подарок. Хватило бы бутылочки кефира или майонеза в качестве приправы. А вот, кстати, и он.



И если даже вы приехали из глубинки, и вовсе не знаете таких басурманских слов, как «Майонез», сей рекламный плакат вас быстро посвятит и даже объяснит, к каким блюдам этот соус подходит. Плюс к этому, ещё и бонус небольшой - банки обратно принимаются. А ну-ка, современные производители, слабо на такое пойти?

Ну, хватит о продуктах, а то под ложечкой засосало, давайте вернёмся к социальной рекламе.

Как уже было сказано, социальная реклама в СССР представлялась в виде агитации. То есть, вас не уговаривают, не заставляют, нет-нет. Вам просто дают понять, как правильно. А вот уже решение принимай сам. Как говорится, сам решай кто ты - гражданин своей страны, или так себе.



Иными словами - если ты не тунеядец, то заслуженный, а главное, здоровый отдых тебе обеспечен твоим государством. На самом деле весьма неплохая мотивация.

Или.



Неужели это не стимул жить и работать в прекрасной стране, где нет эксплуататоров?

А как вам такое?



Или такое?




Что? Стыдно стало? Нет? А вот тогда такие агитационные рекламные плакаты действовали. Правда, ударяли они скорее не по совести человеческой, а по страхам. Но, главное, действовали. Мало кому хотелось узнать себя в этих плакатах.

На этом стоит закончить наш небольшой экскурс в прошлое. В противном случае в него можно углубиться столь сильно, что придётся убить не один час времени. Вместе с этим хотелось бы пожелать современным производителям рекламы не забывать историю и перенять уже проверенных на соотечественниках опыт вместо того, что бы перенимать западные приёмы, которые являются для нас чужими. Всё же, несмотря на то, что СССР остался далеко в прошлом, а мы уже привыкли к иностранной продукции, мы всё равно держимся за свои «корни» и где-то глубоко в подсознании хотим видеть совсем иную рекламу.

со страниц semsocial.ru

реклама, СССР, история

Previous post Next post
Up