Гениальный конструктор

Oct 14, 2013 12:00

Кем был Сергей Павлович? До самой его смерти о нем не знали ничего, ни за границей, ни на Родине. Это был обычный советский гражданин. Нобелевский комитет за такое достижение, как полет человека в космос, хотел вручить ему премию, но Никита Сергеевич Хрущев не озвучил имя героя…


В то время, как его «соперник» в США, Вернер фон Браун не смотря на свое нацистское прошлое, купался в лучах славы, имел уважение и достаток и мог разрабатывать все что ему вздумается.

Сергей Павлович Королев родился в 12 января 1907 года в Житомире. В возрасте 3 лет его родители развелись и маленького Сергея отправили в Нежин на воспитание бабушки и дедушки.


Уже в 14 лет Сергей Королев познакомился с летчиками Одесского гидроотряда, а в 17 лет защитил перед комиссией проект безмоторного самолета К-5, который был рекомендован к постройке. В этом же году Королев поступил Киевский политех. Затем в 1926 году (через 2 года) он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана. В декабре 1929 года Сергей Павлович защитил дипломную работу под руководством Туполева - проект самолета СК-4.


В 1931 году Королев и Цандер добились создания в Москве при помощи Осоавиахима группы изучения реактивного движения. Уже в 1933 году ракета ГИРД совершила первый полет.


В 1933 году на базе ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством Клеймёнова, Королев стал его заместителем.


В 1938 году по разным данным Сергей Павлович Королев оставил эту должность и перешел на должность рядового инженера - по одной версии по собственному желанию, по другой - его сняли с этого поста, что в дальнейшем сохранило жизнь гениальному конструктору. В скором времени были арестованы все ведущие специалисты НИИ. Именно то, что Королев на тот момент был рядовым инженером, спасло его от расстрела.


Но Сергея Королева все равно арестовали 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве. На тот момент всем партийным деятелям казалось, что все исследователи и изобретатели - вредители, они же расхищают народные деньги на сомнительные цели.


Будучи арестованным, Сергей Павлович Королев был уверен, что это ошибка (тогда все так думали), но на допросах из него начали выбивать признание. Два комсомольца - сотрудника НКВД - Шестаков и Быков долго не могли сломить волю будущего главного конструктора советских космических ракет, но сломать обе челюсти им удалось (в последствии это станет роковым фактом во время простой операции). В итоге Королева путем шантажа (была продемонстрирована фотография дочери и расписаны перспективы ареста жены и отправки дочери в детский дом) убедили подписать, вернее, оговорить себя.
Королев был уверен, что на суде он озвучит каким образом получено признание и откажется от своих показаний, но на суде его даже никто не слушал. 27 сентября 1938 года он был осужден Военной Коллегией Суда СССР по статье 58-7, 11. Приговор - 10 лет лагерей, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 приговор был пересмотрен и срок сократился до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг).


Уже 21 апреля 1939 года Королев попал на Колыму, прииск Мальдяк. Здесь, на прииске Королев чуть не погиб - он тяжело болен, от цинги выпали все зубы, он был весь в наростах, староста гонял его на самые тяжелые работы и урезал пайку. Еще немного и страна советов потеряла бы великого конструктора, но судьба не дала Королеву умереть - старый знакомый, Михаил Усачев вступился за Сергея Королева и он выжил.
В конце 1939 года его направляют в Москву на пересмотр дела. И снова великий конструктор чуть не умер. Сначала ему пришлось преодолеть в кузове грузовика в 40градусный мороз 500(!) км. Но машина в дороге сломалась. Никто не знает, сколько километров прошел пешком Королев. У него не было ни одного шанса выжить: жуткий мороз, жутко хочется спать, любое падение и не факт, что найдутся силы встать. Только чудо помогло Королеву выжить в этом «путешествии». Его спасла буханка хлеба.

29 ноября 1939 года он таки добирается в Магадан. Через 2 недели пароход Индигирка должен переправить на материк партию заключенных, но места Королеву не находится. Вновь воля случая спасает будущего конструктора ракет Восток и Союз - пароход Индигирка попадает в кораблекрушение, погибают сотни людей.

...По разным данным, количество спасенных во время катастрофы парохода "Индигирка" составляет 428-432 человека, 741-745 погибло. Иными словами, это была одна из крупнейших морских катастроф в истории человечества…

28 февраля 1940 года Королев прибывает в Москву, а 2 марта суд пересматривает дело и заменяет 10 лет на… 8 лет. Он был направлен в Желдорлаг. Оттуда не возвращаются…


Но именно в этот момент Туполева возвращают из ссылки и поручают разработать новый самолет. Туполев требует конструкторов, которые реально умеют создавать самолеты. В список таких людей попал и Королев. Его переводят в Особое Техническое Бюро (ЦКБ-29) при НКВД СССР - в шарагу.
В 1944 году Королев освобожден досрочно по указанию Сталина. В это время Королев работал в ОКБ-16 при Казанском авиационном заводе №16.


Осенью 1945 года Королева пребывает в Германию.


Его задача скопировать ракету Фау-2 «Оружие возмездия». Американцы вывезли более сотни готовых ракет. Главный конструктор Фау-2, Вернер фон Браун сдался союзникам. Советам достались лишь некоторые наработки немцев и немного деталей этих ракет, которые не успели вывезти американцы.
Уже в 1948 году Королев начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2). Уже в 1950 году он сдает ее на вооружение. Дальность полета больше, чем у прототипа - 3000 км. После этого американские бомбардировщики с атомной бомбой на борту перестали летать вдоль границ советского союза. Был достигнут паритет.


В 1956 год была создана двухступенчатая межконтинентальная ракета Р-7, под руководством Королева. Модификация этой ракеты Р-7А стояла на боевом дежурстве с 1960 по 1968 год, в поселке Плесецк.

Задолго до летных испытаний ракеты Р-7 Королев, Келдыш и Тихонравов предложили правительству вывод искусственного спутника Земли при помощи этой ракеты. В 22:28 по Москве 4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли был запущен на околоземную орбиту. Это была первая победа в космической гонке.


12 апреля 1961 года - советский человек, Юрий Гагарин, в космосе! Это была вторая и окончательная победа в космической гонке.


Гагарин прославился на весь мир, академик Королев же оставался в тени.


Такое не каждый смог бы выдержать. Но Сергей Павлович держал все в себе и никогда не жаловался. Существует легенда, что представители Нобелевского комитета обратились к Хрущеву, чтобы он назвал конструктора, но Никита Сергеевич не раскрыл имя Королева, тем самым лишив его премии.


Сергей Павлович Королев беседует с экипажем корабля "Восход" октябрь 1964 года. Отсюда

Следующим пунктом назначения ракет для С.П. Королева была красная планета. Но этой мечте не суждено было сбыться.


14 января 1966 года во время операции по удалению полипа была обнаружена опухоль, величиной с кулак. Но для этой операции уже необходим общий наркоз, ввести который не удалось трем опытным анестезиологам. У Сергея Павловича не откидывалась назад голова, благодаря той самой травме и перелому обеих челюстей. Эту травму нанести ему еще в 1938 года два старательных следователя НКВД - Быков и Шестаков. Сергей Павлович просто не мог открыть рот. В результате чего операция проводилась под эфирным наркозом, что недопустимо для людей с больным сердцем. Опухоль была удалена, но генеральному конструктору прийти в сознание, было уже не суждено.


Пост написан на основании фильма "Королев. Обратный отсчет" и статьи в Википедии.

герои, СССР, личности, история, космос, технологии

Previous post Next post
Up