House of a Rising Sin

Mar 18, 2016 17:25

О мюзикле в России складывается весьма одностороннее впечатление. Российский зритель, не выезжающий на театральные туры за границу, привык, что на мюзикле не надо думать, можно расслабиться, слушать веселую музыку, смотреть на яркую блестящую картинку, а выйдя из зала - скоропостижно забыть половину увиденного. Его трудно за это винить - большинство музыкальных спектаклей выезжают за счет зрелищности и попсовых (в правильном смысле) мелодий.
И тем ценнее каждый раз, когда в нашей стране открывается постановка настолько глубокая и, в каком-то смысле, личная, что создается впечатление, будто в зале есть только ты, и есть актеры, с которыми у единственного тебя возникает некая тайная связь, и работают они только на твои эмоции и чувства. Один из таких редчайших экземпляров родился две недели назад в Екатеринбурге.

Бернарда Альба - дважды вдова, живущая в окружении пятерых дочерей, пары служанок и сумасшедшей матери. Она надменна, чрезвычайно строга, эгоистична, ее мнение всегда правильное, а решения не подлежат оспариванию. В своем доме она тиран, старающийся своей железной волей и столь же железной рукой подавить любое инакомыслие. Действие начинается сразу после похорон второго мужа Бернарды, после которых она объявляет в доме восьмилетний траур. Для всех его обитателей это означает фактически заточение - никто не имеет права покидать имение; разрешено лишь изредка выходить во двор и смотреть в щели заколоченных окон. Атмосфера строгости и запретов на фоне персональных проблем каждой из дочерей действует не совсем так, как хочется хозяйке. Зерно неприязни, медленно трансформирующейся в ненависть к собственной матери, прорастает в сердцах ее дочерей, не желающих прозябать в домашней тюрьме. И чем сильнее запрет, тем острее желание так или иначе его нарушить. Подобные жизненные условия вытаскивают из обитателей дома их тайные, порой постыдные и от того бунтарские мысли, обнажают истинные сущности, отражающиеся на взаимоотношениях между сестрами. Хозяйка так уверена в совершенстве своей домашней обстановки, что не замечает зарождающуюся бурю, способную нарушить устоявшийся образ жизни.
В конце концов, жернова домашней диктатуры сделали свое дело - судьбы сломаны, молодость загублена, жизнь кончена. Но и после гибели дочери, Бернарда остается верна себе и старается всеми силами удержать марку нравственности - никто не должен узнать истинных причин гибели младшей дочери - Аделы. А страшная правда никогда не покинет дома Бернарды Альбы.

По моим личным ощущениям, "Дом Бернарды Альбы" - это такое "Пробуждение весны 2.0". Первый, разумеется, не является сюжетным продолжением второго, однако, по смысловой нагрузке они тесно переплетены, ибо оба в равной степени откровенны, жестки и о чем-то очень интимном. Трагедия спектакля оставляет в душе глубокий рубец, который обязательно даст о себе знать, если хотя бы отдаленно похожая ситуация вдруг возникнет в реальной жизни.

Мюзикл не щадит зрителя, смягчая события, бросает на острые камни реальности, бьет откровенно и прямо в лицо. После его просмотра человек не выйдет с блаженной улыбкой, напевая въевшуюся мелодию, как он привык после просмотра мюзикла. Его еще очень долго не отпустит желание думать и копаться в собственной подсознании, анализировать, сравнивать и отгонять от себя неприятную мысль о схожести с кем-то из героев. Потому что в глубине души все мы иногда бываем обитателями дома Бернарды Альбы.

С точки зрения постановочной работы, спектакль получился образцовым - он отлично поставлен, прекрасно сыгран и спет (низкий поклон труппе Свердловской музкомедии); цельный, наполненный нестандартными решениями и интересными режиссерскими ходами. И, конечно, отдельное большое спасибо вам: Тима Рябушинский (сценограф), Настя Бугаева (художник по костюмам), Ира Кашуба (хореограф), Ваня Виноградов (художник по свету), Женя Беркович (автор русского текста) и отдельно - Леша Франдетти (режиссер, которому, по-моему, под силам материал любой сложности). Вы и правда лучшая мюзикловая команда страны!

отзыв, мюзикл, отчеты

Previous post
Up