Jul 29, 2012 12:22
Месяц назад в Москве закрылись спектакли от двух главных поставщиков мюзиклов (ТО и "Стейдж", если кто не в курсе) - усиленно косящий под француза "Монте-Кристо" и нафталиновый сироп "Звуки музыки". О последних много говорить не стану - лично я рад, что площадка МДМа освободится под какой-нибудь более стоящий проект. Хорошо вообще, что ЗМ дотянули до конца сезона, ибо спектакль шел при полупустых залах. На мой взгляд, история получилась крайне неинтересная, музыка старовата, песенки, с несходящей с блаженного лица Марии улыбкой в стиле "ля-ля-тополя" и примитивная хореография. Знаете, я не из тех людей, кого играющие в спектакле детишки умиляют настолько, что не видно, лежащих на поверхности, косяков всего спектакля. Отдельно хочу отметить ужасную прическу, которую приходилось носить актрисам, играющим Марию Фон Трапп. Даже выйдя замуж за капитана и облагородившись визуально, Мария не пожелала сменить это недоразумение у себя на голове. Я давно не писал отчетов о спектаклях и не собираюсь делать этого в будущем (исключение - бродвейские и вест-эндовские проекты, до которых у меня, надеюсь, дойдут-таки руки), посему выразить мнение о ЗМ смогу одной строчкой: миленько, но не более.
Куда интереснее дело обстояло с "Монте-Кристо". Мюзикл Ромы Игнатьева шел на сцене Московской оперетты четыре года и отметился 519 полноценными спектаклями - неслыханная цифра для российского мюзикла. По своей структуре, МК - стопроцентно французский мюзикл. Он выглядит, как концерт; музыка легкая и, в некотором смысле, попсовая; декорации имеют больше символическую функцию, а в конце звучит, присущий французским проектам, encore и песня на бис. К тому же, само по себе действие происходит известно где и сопровождает известно какие исторические события. Однако, "Монте-Кристо" стал первым, со времен "Норд-Оста", серьезным российским проектом, за что, конечно, стоит отдать должное всем причастным. Еще МК стал, своего рода, кузницей талантов, открыв двери в мюзикловый мир многим талантливым и не очень артистам. И пусть конечный продукт и претерпел огромное количество изменений, в сравнении с изначальными задумками, но одно можно сказать наверняка: для нашей страны это серьезный внушительный шаг в жанре мюзикла.
А теперь посмотрим, что нас ждет в следующем сезоне. Разумеется, самые ожидаемые новинки готовят "Стейдж" и ТО. Первые представят даже два проекта - диснеевский мюзикл "Русалочка" и ревайвл "Мамма Мии!". По первому спектаклю сказать ничего не могу, ибо эта история меня никогда не интересовала, и с музыкальным материалом я ознакомлен весьма поверхностно. Однако, принимая во внимание опыт с КиЧ, можно с уверенностью сказать, что в гости к "Русалочке" будут стабильно захаживать семьи с детьми, что обеспечит спектаклю стабильное существование. Примечательно еще то, что "Стейдж" обзавелся в новом сезоне новой площадкой - театром "Россия". Название, на мой вкус, так себе, но расположение очень радует.
В МДМ вновь въедет "Мамма Мия!", на этот раз в концертной версии, которая обещает быть радикально другой. То, что пытаются преподнести как особенность, на самом деле будет означать, что сам спектакль будет несколько проще в техническом плане, чем раньше.
В Оперетте откроется очередной игнатьевский мюзикл "Царская охота", который после либретто-кастрации от Юлия Кима стал называться "Граф Орлов". По-моему, весьма глупо выпускать два спектакля подряд со схожими именами, но что случилось, то случилось. Даже демо-записи ГО еще не успели просочиться в сеть, а создатели спектакля уже поразили зрителей креативом - на закрытии "Монте-Кристо" показали эмблему нового "Графа". Несмотря на волны весьма ехидных замечаний, прокатившиеся по сети в следующие несколько дней, креатив не только не изменился, но и разросся до масштабов полноценной афиши. Стоящего спиной к зрителям человека, украшавшего собой плакаты МК, поставили на колени, отобрали одежду и обрили волосы, высушили море до безжизненной пустыни, что заставило его в отчаянии вскинуть руки и беззвучно заорать что-нибудь нецензурное. А на горизонте ядерных грибом взошла, озаряемая светом, символическая императорская корона. Все это дополнительно украшено логотипом в лучших традициях "Метро 2033", где их железных арматурин сложено название будущего шедевра. Что мы получим на выходе - неизвестно, однако, зная страсть ТОшников к собственному французскому наследию и учитывая режиссера проекта, можно строить догадки, что это будет третий и четвертый акты МК. По духу и структуре, разумеется.
Кстати, особых актерских сюрпризов во всех трех случаях ждать не приходится - Быстровой, Руллы, Новикова и Ланской хватит на всех. Впрочем, пара новых имен все же появится.
В Моссовете должен отпремьериться авторский мюзикл Глеба Матвейчука "Опасные связи". К сожалению, ничего об этом проекте мне неизвестно, но по рассказам некоторых моих друзей-очевидцев, проект может получиться весьма достойным. В остальном же, Моссовет будет все так же бессовестно показывать зрителям нелицензированных ИХС и ДиХ.
Обожаемый, в кавычках, лично мною Театр Мюзикла обзаведется еще одним проектом "бродвейского уровня" - "Растратчики". История советской России 20х-30х - это же как раз то, что хочет видеть современный зритель. Когда Бродвей и Вест-Энд показывают современные, технически бесподобные спектакли, вроде "Человека-паука" или "Приведения", у нас всеми силами цепляются в советчину, будто одних ВНВ нам было мало. Едва ли у кого-то современного получится создать историю более интересную, чем "12 стульев". А принимая во внимание некоторую информацию о сюжете, в котором явно прослеживается ниточка "Продюсеров", лично я с опаской жду очередное чадо мюзикла от театра Швыдкого.
И конечно, в новом сезоне у нас вновь будет уникальная возможность увидеть спектакль "Времена не выбирают", который каким-то чудом или стараниями спонсоров не низвергнул весь ТМ в финансовую бездну.
Фабрика мюзиклов Александра Маракулина, помимо шедевральных "Мушкетеров" и весьма неплохого "Кабаре", явит в новом сезоне ревайвл "Нежной королевы", которую написал Рома Игнатьев (да, у него будет прям успешный сезон) и поставил когда-то питерский Мюзикхолл. Будет ли новая "Королева" лучше предыдущей? - Определенно да, потому что все лучше, чем постановка в Питере. Однако, учитывая ориентир "Мюзикл Трейда" на прокат спектаклей по стране и небольшой, в сравнении с тем же ГО, бюджет, не стоит надеяться, что спектакль получится роскошным. Таким, какой он задумывался изначально. Но хорошо уже то, что этот прекрасный музыкальный материал, наконец оформится в полноценный спектакль, и многие смогут его увидеть. Говорят, даже будет играть изначально предполагающийся состав.
Ходят слухи, что "Любовь и шпионаж" тоже будут показывать время от времени. Я его еще не видел, и интересен он мне только этим. "Продюсеры" отыграют еще два блока, после чего, скорее всего, проект канет в прошлое.
Из хорошего: в Питере все еще идет "Бал вампиров" и, говорят, его продлят на третий сезон. Осенью в "Крокусе" выступит английский "Нотр Дам де Пари". Для тех, кто не видел, с чего началась эпоха мюзиклов в России, представится уникальный шанс. В феврале в том же "Крокусе" пройдут концерты труппы Mozart L'Opera Rock. Франкофоны беснуются, а я просто очень рад, что смогу увидеть их живьем.
Если подвести итог, то можно сказать, что несмотря на большое количество новинок, смотреть будет толком нечего. Разница в масштабе между мюзиклами ТО-"Стейджа" и всеми остальными настолько велика, что поставить их все на один уровень как-то язык не поворачивается. Три-четыре серьезных проекта и дюжина полу-любительских спектаклей - вот, чем смогут довольствоваться российские мюзикломаны в новом сезоне. Люди с мозгами и люди с деньгами никак не могут встретить друг друга, а встречаются лишь с полными противоположностями. Иначе как объяснить появление ВНВ и то, что следующим проектом в Театре мюзикла станет не RENT и даже не джукбокс-спектакль по творчеству Цоя, а история о годах, живых очевидцев которых уже практически не осталось? Российское культурное наследие оценить очень тяжело, каждое произведение на рубеже 19-20 веков - потрясающая основа для успешного, при нужном подходе, спектакля. Я уже не говорю о том, сколько свежих идей лежат на поверхности - протяни руку и возьми. А пока будем надеяться на следующий театральный сезон - вдруг повезет, и нас ждет прорыв?
мюзикл,
мысли,
театр