Apr 04, 2012 15:15
Пожалуй, пришло время написать пост, которого некоторые из моих читателей так долго ждали. Тем более, через две недели мы с Игорем улетаем в Нью-Йорк на Бродвей, а это, как вы понимаете, уже совсем другая история будет. Заголовок поста автоматически относит его к моей первой поездке в Лондон, ибо именно тогда состоялось мое первое знакомство с мюзиклами на иностранном языке (хотя, это могло случиться и раньше, если бы в 2007 я предпочел просмотр "Голема" прогулке по Праге). Во время моей первой поездки в Лондон, я посмотрел шесть разных мюзиклов, из которых один я прекрасно знал, четыре так или иначе слушал ранее, а об одном имел весьма поверхностные представления. Однако, в последующие поездки, их количество возросло, посему логичнее будет описать их все.
Начнем с того, что из себя представляют театры в Лондоне. Всем нам уже давно знакома привычная схема расположения зрительских зон у нас на родине. Как правило, это партер, бельэтаж, ложи, амфитеатр и балконы разных уровней. В вестэндовских театрах дело обстоит несколько иначе. Самую большую зону в зале занимает Stalls, который является собирательным образом наших партера и белэтажа (для удобства буду называть его просто партером). В большинстве случаев, ряды "нумеруются" согласно латинскому алфавиту от A до Z. Если в зале присутствуют еще ряды, то каждый следующий будет иметь номер от Z1 и так далее. Места обозначены привычным нам способом. Следующий уровень посадочных мест называется Dress Circle или Royal Circle. Интересно, что очень часто места в первые ряды этой зоны лишь незначительно отличаются по стоимости от самых крутых мест в партере. Особенности этой зоны в том, что весь "второй этаж" выдвинут максимально близко к сцене, и часто первые ряды находятся прямо над 8-12 рядом партера. Это позволяет наслаждаться происходящем на сцене в столь же полной мере, что и зрители "этажом ниже". Следующий уровень - Upper Circle или Grand Cirlce. Нетрудно догадаться, что они расположены еще выше и еще дальше от сцены. Но не стоит расстраиваться, если билеты имеются только в эти зоны. Архитектурная особенность многих театров Вест-Энда - в очень крутых подъемах. Например, голова сидящего перед вами человека будет у вас на уровне коленок. То есть, видно, конечно будет не прямо ах!, но вполне достойно и достаточно, чтобы получить в полной мере представление о происходящем на сцене. Последний и самый дальний уровень - привычный нам по слуху Balcony, то бишь балкон. Каково сидеть там, лично мне узнать не пришлось, да и сам по себе балкон в театрах, где идут мюзиклы - явление редкое. По крайней мере, мне так показалось. Очень часто сцена и партер в театрах Лондона расположены ниже уровня земли, и чтобы попасть туда, вам необходимо спуститься по лестнице. Решение очень грамотное, на мой взгляд, т.к. позволяет значительно сэкономить на занимаемой площади. Плюс, как я писал только что, многие театры имеют очень резкий подъем, что вытягивает их в высоту, а не в длину (например, Prince Wales Theatre). Тоже решение интересно, потому как, лично мне лучше смотреть на макушки актеров сверху, чем фантазировать о происходящем на сцене, основываясь лишь на услышанном. Кстати, интересно, что нигде в Лондоне мне не встретился гардероб в театре. С одной стороны, это может показаться неудобным, а с другой - позволяет избежать давки, толп и очередей после представления. Кто ездил в Питер на "Бал вампиров" прекрасно поймет, что я имею ввиду.
Оформление театральных вывесок - тема особая. Практически все театры оформлены пайетками (или как они там называются?), которыми густо усеяны вывески представлений. Так как полный штиль - явление не существующие, то легкий ветерок присутствует всегда. Он колышет пайетки, которые своей глянцевой поверхностью отражают практически любой, даже самый небольшой источник света, создавая ощущение непрерывного мерцания. Со стороны кажется, что вывеска постоянно переливается и привлекает взгляд. Кроме этого, на фасаде присутствует эмблема мюзикла, фотографии из спектакля, а главное - цитаты из различных изданий, где мюзикл был назван лучшим спектаклем года/пятилетия/десятилетия. Так как театральных изданий в Британии достаточно много, да и другие не гнушаются писать на эту тему, цитат хватает для всех спектаклей. Еще обязательно присутствие таблички о наличии какой-нибудь престижной театральной премии, как "Тони" или "Оливье". При этом, ничего из вышеперечисленного не портит фасад исторических зданий театра.
Практически все театры Лондона, где идут мюзиклы находятся в центре, что логично, учитывая район. Помимо обилия театров, Вест-Энд - район, где пересечены все туристические тропы и улицы Лондона, что обеспечивает максимальный зрительский приток на представления, который помогает им идти без остановки по несколько лет. По моим наблюдения, большинство зрителей лондонских театров - туристы. Это очевидно, потому что столица Британии является одной из самых посещаемых в мире. Люди любят театр и с удовольствием в него ходят. А власти страны прекрасно это понимают и создают все условия, для привлечения и увеличения зрительской аудитории. Рекламу театральных постановок можно увидеть в метро, на автобусах и во всей сопроводительной туристической печатной продукции, как карты и путеводители. Ставка Лондона на коммерческий театр - стопроцентное попадание в яблочко, т.к. театральная сфера является третьей по величине после финансовой и информационной. Почему в нашей стране не хотят подглядеть это, лежащее на поверхности, решение и упорно вливают бюджет в государственные театры - загадка. Театр в Великобритании - один из ее символов, на ряду с Ее Величеством, Биг Беном, Темзой и Лондонским Оком. Работать в этой сфере не только приятно, но и экономически выгодно.
Билеты в театры Лондона приобретаются достаточно привычными способами: их можно купить в кассе театра, заказать через один из интернет-сайтов или купить в театральных кассах, коих по городу разбросано великое множество. Чаще всего мы пользовались тикетмастером, который теперь рассылает мне спам :) Стоимость билетов на сайтах - вопрос весьма тонкий. Иногда билет можно купить с солидной скидкой, иногда сайт накручивает на стоимости до 30%, и в итоге получается весьма солидная сумма. Кстати, на стоимость билетов на представления влияет несколько очевидных факторов. Основной из них - популярность постановки. На некоторые представления в самый разгар сезона билеты достать практически невозможно. Причем, раскупается все: от партера до крайних рядов аппер сёркл. Ничего удивительного, что стоимость самых дорогих билетов может достигать иногда 90 фунтов (1 фунт = 50 руб.). Например, старейший из действующих мюзиклов Les Miserables мне удалось посмотреть лишь в ноябре. С другой стороны, такой мюзикловый хит, как Chicago, который, наверняка, захотят увидеть почти все любители жанра из нашей страны, я сумел посмотреть в партере за символические 20 фунтов. Вообще, если соберетесь в Лондон на театральное турне, то советую о билетах позаботится заранее, хотя почти все наши походы были спонтанны.
Отдельно стоит отметить, так называемый фан-стафф, а говоря по-русски - сувениры. Я сейчас о сувенирах мюзиклов, естественно, хотя об этой сфере в Лондоне вообще стоит отдельный пост написать. Так вот, каждый вестэндовский мюзикл можно оставить в памяти с помощью огромного количества разнообразных, но полезных вещей. Как правило, есть более-менее стандартный набор. Ну конечно, это программка. Программки, как правило, представляют собой большие (больше формата А4) красочные альбомы, где можно кратко прочитать об истории мюзикла, посмотреть качественные яркие фотографии и ознакомиться с актерским, продюсерским и производственным составом. Кстати, правильнее было назвать это не программкой, а брошюрой, ибо во-первых, по-английски она звучит как brochure, а во-вторых, programme - это отдельное печатное издание, где подробно описан текущий каст спектакля с биографиями и фото. В основном, на Вест-Энде ограничиваются одной брошюрой, а система с двумя изданиями скорее присуща Бродвею, Тем не менее, попадаются программы и в лондонских постановках (например, The Phantom of the Opera).
Среди сувениров, также очень популярны постеры (причем стандартного для вестэндовских постановок размера: 31.8х50.8 см.), магниты, брелки, футболки, кружки, ручки. Интересно, что лишь на одной постановке мы не нашли ни постера, ни магнита - Rock of Ages. Этот набор сувениров стандартен и должен быть оптимизирован под каждую постановку во всем мире. Почему-то у нас считается, что поклоннику достаточно подсунуть программку и диск, а для полноты прилавка можно добавить книги с оригинальным произведением и другие книги автора первоисточника, как, например, очень любят делать в Оперетте или Ленкоме. В питерском Муз.коме "меню" разнообразнее: бесполезные блокнотики, конверты для писем и зажигалки (вспомним, что во всем развитом мире идет активная пропаганда здорового образа жизни). Ерундистика, в общем. В Лондоне же, среди сувениров можно купить толстовки и олимпийки с символикой любимого мюзикла, зонты, ленты для бейджей, бутылочки для воды, обложки для проездных, мягкие игрушки и еще уйму всего. Сувениры - это не только приятная возможность сохранить что-то в память о просмотренном представлении для зрителя, но и значительный взнос в кассу театра для продюсеров. И опять я взываю к воротилам театрального мира России: обратите внимание на тех, кто знает, как делать бизнес на театре! В этом нет ничего зазорного, что искусство работает, как денежный механизм! Поверьте, духовности от этого в нем меньше не становится, а главное, что все довольны в итоге. Лично я собираю магнитики с мюзиклов, которые я видел, и мне очень не хватает несколько экземпляров с наших российских проектов. Потому что их просто не существует в природе. Очень жаль.
Подводя некий итог, хочу сказать, что нашим проектам до вестэндовских еще очень и очень далеко. И прошу заметить, что я еще даже не касался качества самих постановок, а лишь слегка упомянул о некоторых не самых значительных организационных моментах. Единственный, кто более ли менее пытается соответствовать европейскому уровню - "Стейдж Энт.". Лондон - настоящий рай для мюзикломанов всего мира, куда хочется возвращаться еще и еще. Я обязательно вернусь к этой теме на днях и напишу вторую часть истории о мюзиклах, которые мне довелось посмотреть в Лондоне. Оставайтесь на связи :)
Лондон,
мюзикл,
вояж,
театр,
отчеты