«Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой - нередко сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству. Многие наши граждане все еще нередко считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной и воспринимают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чья деятельность служит двигателем развития страны. (Отчасти поводы к этому дают и некоторые предприниматели.) Нужна история не просто успеха - но справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других»
Проблема, затронутая здесь, необычайно сложна и серьезна и пока что почти не решается. Хорошо известно, что в общественном сознании России нельзя быть богатым и праведным. Даже те, кто не читал Евангелие, помнят, кто именно имеет преимущество перед богатыми в способности прохождения сквозь малые объемы. И если за Западе примириться с этими парадоксами на заре зарождения капитализма помог протестантизм, то в России все осталось по-прежнему. «Магазины должны быть полны, но богач-хозяин магазина должен висеть на березе» - этот постулат до революции гвоздем сидел во многих умах. Понимая это, предприниматели дореволюционной поры делали все, чтобы легитимизировать свое место в обществе и общественном сознании. Меценатство было неразрывно связано с капиталом. Создавая художественные галереи, усадьбы-очаги культуры, театры, железные дороги, открывая школы и больницы, вручая собственные собрания государству, капиталисты той поры возвращали обществу долги, которых было тем больше, чем внушительнее был счет в банке. Однако времени оказалось слишком мало, и окончательно преодолеть отчужденность просто не успели.
Значительная часть предпринимателей нынешней поры расточительностью не страдала и обязанной себя стране и живущим в ней не считала. Робкие попытки «возврата долгов» типа покупок яиц Фаберже и коллекций Ростроповича заслоняли яхты и печаль одного из олигархов, не успевающего в связи с кризисом достроить очередное дворцовое жилище подальше от родных осин. Странное беспамятство привело к тому, что известные всем своей страстью к желтым новостям и кровавым побоищам некоторые телеканалы показывали из года в год яхты и лыжи, особняки и драндулеты, диадемы и фермуары, обеденные столы и спальни современных Рябушинских, Морозовых и Мамонтовых…
… Однако никто и ни разу не увидел их ни по одному из телеканалов за рабочим столом в окружении горы бумаг в двенадцать часов ночи. В цеху. В собственной шахте. На рабочем совещании. Уставшим, вымотанным, опустошенным после очередного тяжелого дня, когда ни фуагра ни «Вдова Клико» не лезут в горло, а хочется одного - спать. Об этом никто не подумал (включая Рябушинских и Морозовых), а телеканалам и подавно не было дела. Тем более тема «олигарх на работе» это классический телевизионный «неформат». Десять лет показывали героя из советских сказок о буржуях, мистера Твистера-миллионера, владельца заводов, газет, пароходов, которому все само лезет в растопыренные руки и нет ему никакого дела до всех остальных. И вот результат. Связки между их благополучием и благополучием всех остальных, всей страны пока так и не получилось. Лозунг «Магазины должны быть полны, но богач-хозяин магазина должен висеть на березе» в общественном сознании живее всех живых. Они пожинают плоды, которые выращивались почти десять лет. А телеканалы, закапывавшие их все годы, станцуют, когда придет время, на могилах и поскачут дальше, даже не понимая, что наделали.
Поэтому сейчас очень важно восстановить доверие между богатыми и … другими. Чтобы друг в друге были заинтересованы все. Нищим, бедным и средним нужны богатые, которые дают работу и возможности, будучи при этом заинтересованы в том, чтобы нищие, бедные и средние становились богаче. Ведь кто-то должен покупать производимые ими машины, вещи, продукты. Хозяин магазина, завода, шахты должен в общественном сознании сойти с березы и с яхты и занять свое место в кабинете, как неотъемлемая часть отлаженной системы. Это должно понять государство, олигархи и все остальные.
(с)