ИСКУССТВО\АКТУАЛИЗМ: легкомысленные заметки на полях. (2)

Nov 11, 2024 13:54


В дополнение к https://fesalexander.livejournal.com/241524.html?newpost=1

Очень интересно писал И.Репин: как-то мягко, без резкости и категоричности, умно и с безграничным тактом. «Законченность» высказываемых мнений и суждений позволял только в отношении самого себя. В отношении прочих (и прочего) - мягкие, тактичные и благожелательные строки, между которыми, впрочем, вполне определенно угадываются его весьма конкретная позиция и прямые «намеки».

И бывает трудно понять, чего здесь больше: осторожности и дипломатичности или просто глубокой мудрости. Похоже на действия очень аккуратного человека, пытающегося на ощупь, в кромешной тьме, определить какой-то находящийся перед ним сложный неизвестный предмет, ничего  при этом не сломав и не разбив, да и руки чтоб целы остались.

***

Да, так собственно к дополнению. Репин и Горький, как известно, если не дружили, то были довольно близкими и взаимоуважительными товарищами. После того, как Горький принял, через несколько лет после революции, большевистскую власть «окончательно», а Репин отказался вернуться из Финляндии, на территории которой он оказался вместе со своей дачей в результате предоставления Лениным независимости бывшему княжеству, отношение Горького к Репину изменилось. Понятно в какую сторону. Но сейчас не об этом.



В письме Горькому от 17 ноября 1899 г. Репин пишет: «Меня очень заинтересовало узнать, как появлялись на свет, в хронологическом порядке, Ваши последние вещи: Читатель, Дружки, Однажды осенью, Проходимец. Это Ваши последние? Простите за любопытство. Во всех этих вещах есть нотка глубокой души, стучащей в сердце человека (актуализм - Fes.). Может быть, служение этим началам жизни порождает охлаждение к искусству, сведение его на средства к достижению общего блага? - Не мне судить. Но, признаюсь, искусство я люблю больше жизни, как старый пьяница, несмотря на то, что мое художественное воспитание происходило во время господства над всем гуманных начал (либерализма? - Fes.), все-таки я остаюсь в душе неисправимым развратником независимости художества.»

***

Почувствовал «идеологического» антипода в дилемме актуализм/искусство. Очень талантливого. И мягко намекает на последствия увлечения актуализмом. Поэтому и хронологию просит, дабы тенденцию поймать. К счастью, талант Горького оказался много больше его актуализма. Даже предположу, что взрастал на последнем, а может и не состоялся бы без него...

Previous post Next post
Up