ИСКУССТВО\АКТУАЛИЗМ: легкомысленные заметки на полях.

Nov 04, 2024 11:24

  1. «Чистое искусство» или «актуальность», «прогрессивность», «общественная воспитательная значимость»? (искусство\актуальность; Божественное\человеческое; томление духа\суета сует)

Занимательная многовековая полемика: настоящий «мастер-художник» - это тот, у которого «искусство - ради искусства»  или тот, который пропагандирует «правильное», обличает, «вскрывает язвы», призывает, наставляет и т.п.

***

И то, и другое - едино в основе (амбивалентность такая?) и противоречие возникает и развивается по мере развития общества: социальная диверсификация, изменение роли религии, кристаллизация групповых социальных интересов и соответствующих противоречий.

***

Искусство само невольно содействует развитию этого противоречия: чем оно «популярней» и доступней массам - тем настойчивее заинтересанты у больших и маленьких политико-идеологических «рулей» стремятся подчинить его своим партийным (политическим) целям и задачам. Отсюда, прежде всего, требования «актуальности», «воспитательной роли», «обличительства» и пр. заземленности и «практической значимости».

***

Похоже, особенно заметно это противоречие актуализировалось по мере распространения либерализма. В России - с конца 19 века (особая роль - Л.Толстой).  Большевики добавили своей перчинки. В западном мире - параллельные процессы.

***

Музыка (без текста) - самое яркое явление «чистого искусства». На другом конце, видимо, литература.

***



Л.Толстой (поздний) - мощнейший идеолог и один из наиболее полно завершенных вариантов «актуализма», «общеполезности», «нравственно-педагогичности» искусства. Философия - в его работе «Об искусстве». Результат практической реализации - его позднее творчество, прежде всего. Т.е., перейдя некую меру (количество), «актуализм» дает новое качество - смерть искусства. Даже такого, каким был одарен Л.Толстой.

***

Николай Ге - более «быстрый» кейс, как будто специально случившийся для наглядности. Знаменитое, потрясающее «Распятие» Н.Ге. Имеется несколько вариантов. Собственно, «знаменитое и потрясающее» вот это:



Было показано им Л.Толстому, поклонником мировоззрения которого стал гениальный художник. И.Репин, близкий друг и искренний почитатель Ге, рассказывал в своих воспоминаниях («Далекое близкое»), что Л.Н. раскритиковал шедевр Ге и дал ценные указания, как «дОлжно». В 1894 г. «исправленная» картина была готова. Толстому понравилась. Вот она (наиболее вероятно):



Без комментариев

История запутанная. Картин и набросков «Распятия» у Ге много. В России основных работ нет. Репин их видел. Невозможно не доверять его авторитетному и искреннему мнению, да и собственным ощущениям. Картина 1892 г. - шедевр. Написанное позже - уже не совсем «Ге»... Творческий гений покидал Ге по мере погружения в Толстовщину.

***

Взаимозависимость, сплетенность, взаимопроникновение искусства и «актуализма» не просто намекают на едино основу, но и вообще делают их различимыми только начиная с каких-то проявлений, близких к крайним.

***

Горький - ярый «актуалист» («Я в мир пришел, чтобы не соглашаться» - из «Переписка М.Горького» М, 1986, Худ.лит.), но глубина и талант слова, похоже, оказались настолько сильны, а актуальность настолько животрепещуща, что получилось нечто совершенно цельное и талантливое. Причем, если актуальность убрать - искусство остается.

***

Репин - искусство. Кредо - искусство достигает высших уровней человеческого духа, что оказывает всеобъемлющее, благотворное влияние на внутренний и общественные миры, а через это - и на «актуальность».

И тем не менее. «Манифест 17 октября» (1910). Не могу воспринимать иначе, как острейшая политическая сатира, карикатура, между прочим и на «актуальность». Особенно нравится «человек, очень похожий на Достоевского» (хотя последний уже давно умер) в черном пальто в правой части картины (с выражением лица, типа, «П....ц!») рядом с почтенно приветствующим его «служилым». На балу у бесов...



Вообще, И. Репина надо «копать и копать». Похоже, его гениальность, как художника, сопоставима с его умом и «жизненной практикой». Т.е. непостижимо глубоки.

***

Перед паузой. vad_nes в своем замечательном разборе «сказки» о Гулливере заметил: «От человека часто остается не то, что он полагал главным делом своей жизни. Вон, Игорь Тальков написал стопятьсот политических песен про тетрадь расстрелянного генерала, а люди помнят и слушают   «Чистые пруды» и «Летний дождь». Но кто может запретить людям разменивать жизнь на суетное?»

Previous post Next post
Up