Если у тебя чего-то нет в полном, свободном распоряжении, а тебе это надо - ты в зависимости от того, у кого это есть. Вроде, очевидно даже ребенку. У Германии нет газа, а он ей нужен (очень и много). Что делать?! Вступать с теми, у кого этот газ есть, во взаимозависимые отношения: договариваться, подписывать контракт и исполнять его.
С кем? Ну, естественно, с теми, у кого условия лучше: цена, качество, доставка. Еще лучше, если поставщик может оказаться во взаимной зависимости. Ну, там, например, построить трубу для поставок тебе газа. Тогда он становится, в известной степени, зависим от тебя: трубу-то надо наполнять, а наполнять он может только если ты у него покупаешь.
С трубой связан еще один существенный нюанс. Владельцу газа, прежде чем его поставлять, надо его еще добыть. А место добычи, естественно, имеет конкретную географическую точку, куда и труба д.б. подведена. А, помимо затрат на трубу, надо затратиться на доразведку, обустройство ну и, собственно, эксплуатацию газового месторождения. Это очень дорого. Поэтому поставщик настаивает на долгосрочном контракте (10-15-20 лет), дабы гарантировать возвращение затрат на эту самую трубу и пр., связанное с ее эксплуатацией. Т.е., стремится создать условия, чтобы его зависимость от покупателя не привела к потерям инвестиций, в случае чего. Тут уже становится непонятно, кто от кого больше зависит.
Но и это еще не все. Если контракт долгосрочный, то должен изначально и на весь период быть зафиксирован способ определения цены. Стороны согласовывают формулу цены, которая постоянно перерасчитывается с учетом ряда факторов, вкл. текущие цены на нефть, например. И эти факторы (цена на нефть) учитываются не в моменте (на конкретную дату), а принимаются как средняя за предшествующие несколько месяцев (до 6).
Таким образом покупатель получает важные дополнительные плюшки: низкую стоимость транспортировки по трубе, гарантированные поставки на длительный срок (здесь интерес, зависимость поставщика), прозрачное и предсказуемое ценообразование, отсутствие характерных для спотового (коммерческого) рынка резких ценовых колебаний. И, что главное с точки зрения рассматриваемого вопроса, высочайшую степень зависимости поставщика от самого себя, любимого. И при всем при этом, получаемый таким образом газ существенно дешевле, чем при любом другом способе его приобретения. Мечта! Казалось бы...
Ан нет! Штаты, которые сами являются крупнейшим продавцом газа, только в сжиженном виде, "убедили" немцев и европу, в "зависимости" от Российского газа, - как отмечалось выше: не от Российского газа, а от газа вообще - и, таки, заставили их отказаться от него. Взамен...
И вот тут самое смешное: взамен на свой сжиженный и прочий, приобретаемый на коммерческом рынке, по существенно более высоким ценам, на разовой основе, без гарантий долгосрочности, а порой - и поставки, т.к. на спотовом рынке груз может быть перепродан в ходе транспортировки: плыл газовоз в европу, а его, по ходу, перепродали в Азию, пушо цены там скакнули к выгоде продавца.
И, наконец, о зависимости. Если при трубопроводных поставках из России - высочайшая степень взаимозависимости (как отмечалось выше), то на коммерческом рынке - полная зависимость покупателя. Т.е. налицо - абсурд. Хотя...
Перестает им быть, если мы посмотрим с другой точки зрения. Если один поставщик хочет "отжать" рынок сбыта у другого некоммерческими способами и при этом нанести ему максимальный ущерб, используя, как раз, его зависимость от зависимого от газа покупателя. Безусловно, такое можно проделать только по взаимному сговору и за счет более слабого, т.е. Германии.
И последнее. Вот эта вот отмазка про "зависимость от Российского газа" - она ведь проглочена "народными массами". Это многое говорит о ментальном уровне последних в области "политкоммерции". Да и вообще...