Пока я пыталась словами сформулировать, что мне не так в истории про Доктора Лизу как организатора акции народного единства и что я про это думаю, умные люди уже сказали d A<.
Александр Гаррос
"Друзья мои, а почему вы думаете, что если человек делает что-то важное, или что-то хорошее, или - особенно - что-то доброе, то он также автоматически
(
Read more... )
Стокгольмский синдром, вариант его.
Стали ли эти обновленные принципы и взгляды хорошими и правыми, если их носитель благодаря смене принципов спасает людей? - нет, не стали.
Хорошо ли, что он спасает людей - хорошо.
Можно ли говорить, что в таких-то и таких=то вопросах он поддерживает темные силы? Да, я считаю, что говорить можно обо всем, если это имеет не личное, а общественное значение.
В общем, уйдем в сторону гипотетики. Если условный благотворитель спасет много людей, но будет публично говорить, что, например, женщина не человек, евреев надо гнать с работы, негры все бандиты, а гомосексуалы - преступники - значит ли это, что мы должны полагать это правильными взглядами, так как говорящий вообще-то подвижник?
Видимо, нет.
Reply
А ведь это же серьезнейшие проблемы вины и ответственности. О границах коллаборации, о возможностях личного выбора и т.д. Ведь эта тема на самом деле серьезно разработана в мире. Психология индивидуальная и социальная этим много занималась. Писатели, философы это осмысливали, общества дискутировали.
А у нас каждый раз все заново. И ведь главное, что весь ход истории учит, что "кто жив, тот и прав". На меня лично огромное впечатление в свое время произвела речь внука что ли Брежнева. Он сказал что-то вроде: "Вот моего деда многие ругают, обвиняют во всем, а они просто не знают, скольким людям он помогал". Какие претензии к доктору Лизе могут быть, если генсека КПСС оправдывают тем, что он "людям помогал".
Reply
Leave a comment