Папа и русский язык

Jun 02, 2009 17:24

Мой папа не знал русского языка.
В детстве.
В его школе, в деревне Биклянь, а потом в Набережных Челнах, где папа учился в старших классах, - русский, конечно, преподавали. Но, как бы вам сказать...
Не то чтоб очень хорошо преподавали. С аксентум все говорили, и ущительница туже с аксентум.

А папа по всем предметам учился хорошо,  и мечтал учиться дальше.

Вообще-то, у него была мечта стать садовником или плотником. Или столяром. Но у папы был свой папа, который сказал на это...
Нет, что сказал папе дедушка, я потом, отдельно напишу.

Словом, папа собирался ехать в Казань и поступать учиться в техникум.
Но в техникум надо было сдавать экзамены. На русском языке.
Папа хорошо знал физику и математику, нужную для техникума, где учили всяким электрическим навыкам.
Но - он знал математику и физику - по-татарски.
Например, он знал по-татарски таблицу умножения. И чтобы сказать в разговоре на русском языке, сколько будет семью восемь, он сперва переводил семью восемь в уме на татарский, потом слушал себя, какой получится результат, и уже его снова переводил на русский.
Не самый быстрый способ устного счета.

И так была вся математика и вся физика. Эчпочмак абеце,словом.

А вот тех, у кого были в аттестате зрелости пятерки, принимали без экзаменов.
И у папы были пятерки.
Только по русскому языку ему поставили четыре.
- Рафис, - сказала ему учительница., - понимаешь, я не могу поставить тебе "бишь", потому что ... ну, потому что ты же не умеешь толком говорить по-русски. Так что дурт.

Папа поехал в Казань.
В техникуме ему сказали:
- Мы не можем тебя принять без экзаменов. Потому что для этого надо все пятерки. А у тебя по русскому - дурт. Четыре. Надо сдавать экзамены, ипташ Валиахметов.
Папа сдавать экзамены не согласился.
Потому что это значило - не поступить в техникум.
И папа поехал назад в Челны.
И пришел к директору школы.
И сказал ему:
- Вот, директор. В этой стране все говорят по-русски. Так надо. Конечно, ты плохо говоришь, и я плохо говорю, и много еще татар, башкир, чувашей плохо говорят. И еще много -много есть узбеков и латышей, - они тоже плохо говорят по-русски. Но у них там Советская Социалистическая Республика. А у нас тут - только Автономная. Поэтому мы не считаемся. И я, татарин, не могу поступить в техникум в столице Татарстана, окончив татарскую школу.  Надо по-русскому в аттестате бишь. Иначе не берут.
Директор ответил:
- Рафис... но ты откроешь рот и... какая уж тут бишь.. И дурт-то поставили так, из уважения к  твоему отцу, председателю лучшего в районе колхоза...
Потом директор сделал что-то, я не знаю что.
И выдал моему папе новый аттестат зрелости.
В котором по русскому стояла пятерка.

И папа поступил в техникум.

- Я в техникуме учился на одни пятерки. Почему? Потому. Потому что мне надо было поступать в авиационный институт. И снова сдавать экзамены по-русски. А я знал, что я не сдам. Поэтому я поставил себе цель - получить в техникуме красный диплом - и тогда меня возьмут в институт без экзаменов опять. Но еще я на всякий случай перестал общаться в общежитии по-татарски. Решил, что раз я в Казани, то надо учить язык получше. Я попросил, чтоб меня поселили в одну комнату с русским парнем.
- И как оно вышло?
- Промашку я допустил... понимаешь, я красный диплом-то получил... А за эти годы успел русский выучить, так что мог бы уже и экзамены сдавать, красный диплом был необязательно. Само так получилось. Вот.. Такая промашка вышла. Нечаянно.

Папа прекрасно говорил по-русски всю свою взрослую жизнь. И только когда волновался, у него вспыхивал более ярко татарский акцент. А мы, обе его дочери, стали филологами. Германист и русист.

папа

Previous post Next post
Up