Один эпизод из жизни швейцарского реформатора Ульриха Цвингли

Dec 20, 2011 23:25




Осенью 1516 году Цвингли получает приглашение от руководителя бенедиктского монастыря в Эйнзидельне, занять там должность пастора и проповедника. Эйнзидельн был привлекательнейшим центром всего суеверного. В монастыре Эйнзидельна хранился образ Девы Марии, по всеобщему мнению имеющий силы совершать чудеса. Толпы паломников ежегодно прибывали со всех сторон, чтобы выразить свое благоговение чудотворной иконе и принести ей большие жертвоприношения. Вот сюда направил Господь стопы Своего служителя. Он должен был поближе познакомиться с суеверием и идолопоклонством Рима.

Над воротами аббатства Эйнзидельна висели доска с фигурой ангела и там были вырезана богохульные слова « Здесь находят полное прощение грехов». Не менее ста тысяч людей в год предпринимали паломничество, чтобы получить сию благодать. Что интересно, что аббат этого места, Конрад был всем сердцем не расположен к идолопоклонству, когда  однажды посетители монастыря попросили у него трапезу Господню, то он ответил:

« Если Иисус Христос действительно присутствует в просфоре, то я недостоин  увидеть Его, не говоря о том, чтобы Его приносить в жертву Отцу, если же Его там нет, то горе мне, если я преподнесу народу вместо Бога хлеб как предмет поклонения!.. Я могу только воскликнуть вместе с Давидом «Боже будь милостив ко мне» Большего я не хочу знать»

А администратор или же заведующий хозяйством монастыря, барон Феобальд Герольседек, был  человеком искренним и праведным, и к тому же являлся, усердным покровителем наук. Именно ученость и праведность Цвингли побудила его предложить ему должность проповедника в монастырской церкви.

Реформацию в Эйнзидельне, Цвингли начал с администратора. Он указывал ему, что тот должен прочитать.

«Читайте в Священном Писании», - отвечал Цвингли, - изучайте сочинения Иеронима для лучшего понимания Писания, однако, вскоре вы дойдете до такого понимания, что христиане не должны возвышать ни Иеронима, ни какого либо другого доктора, только Слово Божье возвысится над всем!»

Герольседек последовал совету реформатора и разрешил также и монахиням читать Писание на родном языке. Впрочем, вскоре симпатия Герольседека сменилась на антипатию, но и она умерла вместе с ним в Цюрехе на поле боя в 1531 году.
Аббат Эйнзидельна получил много выгоды их проповедей Цвингли, так что он постепенно изгнал из своего аббатства все идолопоклоннические обычаи. Он умер в 1526 году с исповеданием  на устах, что он уповает лишь на благодать и милосердие Божье.

Пламенные проповеди Цвингли привлекали толпы слушателей в монастырскую церковь. Он стремился обратить людей от идолопоклонства к живой вере во Христа. « Ищите, - так обращался он к ним, - прощение грехов не у благодатной Девы Марии, но исключительно в заслугах и посредничестве Иисуса Христа».

Несмотря на то, что Цвингли действовал не в интересах монастыря, да и своих собственных, он ни на миг не колебался! Он смело поднял свой голос против отвратительного обмана! Два пункта из своих проповедей он стремился запечатлеть в сердцах своих слушателей:

«Не думайте, говорил он, что Бог в этой церкви больше действует, чем в другом каком-либо месте Своего творения. Где бы вы не жили, Бог близок к вам  и слышит вас так же хорошо, как и в церкви заступницы-Богоматери в Эйнзидельне. Сможете ли вы обрести благодать Божью ненужными делами,  далеким паломничеством, призывами к Деве Марии или к святым? Какая может быть польза от многословия в молитвах, от прекрасных клобуков, от хорошо выбритой головы, от длинного хорошо облегающего одеяния? Бог смотрит на сердце, и  - увы! Сердце наше, между тем, далеко отстоит от Него.»

Проповеди Цвингли производили неописуемое впечатление на многочисленные толпы паломников пришедших поклониться Деве Марии. Изумление и негодование попеременно отражались на лицах слушателей, пока Цвингли проповедовал, и когда проповедь заканчивалась, начиналось невнятное глухое бормотанье, и на лицах было видно глубокое волнение. Святость местонахождения препятствовала разразиться чувствам громко и безудержно. Но как только люди выходили из церкви, то некоторые, руководимые предрассудками или же личным интересами, объявляли себя противниками нового учения. Другие же, чувствуя, как в них проникает доселе невиданный луч света, ликовали и радовались с воодушевлением.

«Многие обратились ко Христу, о Чьем милосердии они узнавали из проповеди, и взяли обратно домой свечи, которые они принесли для святой заступницы-Богоматери. Многие паломники возвратились обратно домой и рассказали, что они приняли в Эйнзидельне: спасает только Христос и делает это повсеместно. Поклонники Марии ежедневно уменьшались в числе» (Мерль д' Обине)

Реформация, История Церкви, Цвингли

Previous post Next post
Up