После посещения полузаброшенного и мрачного посёлка Туманный, по извилистой дороге с изобилием самых изысканных препятствий, мы продолжили путь к побережью Северного Ледовитого океана, в умирающий посёлок Дальние Зеленцы. Дорога оказалась очень живописной, она вилась среди голых тундровых холмов, усеянных валунами всех размеров. Погода соответствовала пейзажу - хмурое небо нависло над озёрами, которые встречались в этой пустоши, пронизывающий ветер взвивал на них волнение и рябь. Наконец показались волны Ярнышной губы, мы подъезжаем к Дальним Зеленцам.
Вскоре за полуразрушенной погранзаставой открылся и сам посёлок. С правой стороны глубоко в побережье вдавался фиорд, замкнутый крутыми скалами. Посреди его волнующихся вод торчал остов разбитого корабля. Ветер был неистовой силы, вообще крайне холодно и неуютно. Но так было до того, как мы спустились в посёлок. Благодаря удачному местоположению он хорошо защищён от ветров. Ещё и тучи разошлись с небес. Взгляду открылись здания самого необычного архитектурного стиля, с островерхими крышами, здание Мурманского Морского Биологического института (ММБИ) с доминантой в виде кирпичной башенки, целое произведение искусства, и россыпь ущербных маленьких домиков, таких же, как в соседней Териберке.
Основная веха в жизни поселения на берегу бухты Оскара началась в 1930-е годы, после того, как было принято решение о строительстве здесь новой биологической станции. В первое же лето, когда станция официально существовала ещё только в виде эскизного проекта, в Зеленцах уже начались научные исследования прибрежной флоры и фауны.
К 1939 году была проведена телефонная линия и закончена постройка всех основных помещений: научного корпуса, общежития, бани-прачечной, склада и деревянного причала. Биостанция имела 3 моторно-парусных бота, на которых учёные выходили в открытое море и осуществляли научные экспедиции. Впоследствии биологическая станция была реорганизована в институт. К 80-м годам ММБИ стал лучшей морской биологической станцией СССР - и по возможностям для исследований, и по качеству оборудования. Институту принадлежали два больших судна, на которых совершались регулярные научно-исследовательские рейсы в Норвежское, Гренландское, Печорское и Карское моря. Учёные из Зеленцов совместно с норвежскими и канадскими коллегами проводили работы на Новой Земле, на острове Вайгач, на Земле Франца-Иосифа.
В научном городке работал магазин, почта, пекарня, средняя школа (в последние годы - десятилетка), детский сад. Имелась даже своя молочная ферма.
В 1989 году ММБИ перевели в Мурманск. Поселок официально закрыли, его жителей расселили в районе Североморска и Видяево. Здания были законсервированы, а техника и флотилия оставлены на произвол судьбы.
Сейчас в посёлке постоянно проживают всего несколько человек, в том числе работники коррозионной станции в четырёхэтажном корпусе. И действует туристический центр дайвинг-клуба.
Первое, что мы увидели - скопление проржавевшей техники как раз у четырёхэтажного корпуса коррозионной станции.
Часть Дальних Зеленцов состоит из бараков, жилых и технических зданий разной степени разрушения.
На улицах то и дело встречаются брошенные плавсредства.
Нашлось и кладбище кораблей в миниатюре. Подальше - то самое здание ММБИ.
Апартаменты попроще)
Биологическая станция - настоящий особняк на берегу океана.
Ближе к институту расположился комплекс довольно интересных зданий. Все они построены одновременно со зданием института, в 30-х годах прошлого века. Островерхие крыши, фундамент из валунов. Жаль, сгнило и развалилось всё. Данная постройка - здание котельной, бани и прачечной. В таком месте выглядит крайне необычно.
На скалистом мыске недалеко от коррозионной станции были захватывающие виды и сбивающий ветер. Океан неспокоен и великолепен.
Задворки института. Следующая часть повествования будет посвящена непосредственно институту, благо попасть в здание не составляет никакого труда.
Зверобойная шхуна "Майна", позднее переделанная в гостиницу. В итоге была заброшена, а впоследствии сожжена.
Погода снова переменилась, солнце заслонила плотная дымка. Теперь можно поснимать посёлок в новом, "мрачном" облике.
Любопытно, что на каждой развалине проставлены свежие инвентарные номера и повешены таблички "здание аварийное, вход запрещён"))
Вторая часть хранилища проржавевшей насквозь техники у здания коррозионной станции.