Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота

Oct 08, 2020 20:42


В небольшом поселке на берегу Онежского озера еще в 1930-е годы была основана судоверфь. За долгие годы производство достигло масштабов крупного судостроительного завода. Огромные башенные краны, цеха, площадка для ремонта кораблей - завод когда-то имел важное стратегическое значение. Но пришли суровые времена, и теперь это царство застывшего навек металла и брошенной техники, или другими словами - заброшенная ремонтно-эксплуатационная база флота.





В 1934 году для решения проблемы нехватки грузового флота, была организована Пиндушская судоверфь. К началу июля этого года на заводе было построено 20 единиц несамоходного флота. Это были деревянные морские лихтера. Начиная с этих времен, на судоверфи в год выпускалось 40 - 50 лихтеров. Тогда же, с конца 1935
года, в Пиндушах приступили к строительству самоходного флота - полярных экспедиционных судов по заказу Главсевморпути. В связи с появлением более сложных заказов на судоверфи строятся электросварочный, слесарно-монтажный цехи, новые стапели и дизельная электростанция.

В годы Великой Отечественной Войны поселок Пиндуши был оккупирован, оборудование, которое не удалось вывезти с приходом неприятеля, было разрушено и сожжено. Поэтому в 1945 году по приказу Совета Министров СССР развернулось масштабное восстановление завода. Уже в 1946 году обновленная судоверфь приступила к постройке барж грузоподъемностью 350 тонн и морских деревянных лихтеров грузоподъемностью 1250 тонн.

16 марта 1957 года Пиндушская верфь была переименована в судоремонтный-судостроительный завод. Через 2 года было завершено строительство наклонной части слипа для подъема крупнотоннажных судов. Параллельно осваивались новые виды производства: металлическое судостроение, контейнеростроение, домостроение, начинается строительство металлических барж грузоподъемностью 300 тонн. На баланс предприятия передаются несамоходные и буксирные суда, работающие в бассейнах Белого и Балтийского морей и на внутренних водных путях.

В 60-х годах происходит активная замена паровых буксиров типа "Ижорец" на современные дизельные суда. Пиндушская РЭБ флота, в которую переименовали судостроительный завод, также активно участвовала в обновлении буксирного флота. Уже в 70-е годы РЭБ начала производство барж-площадок грузоподъемностью 600 тонн, налажен серийный выпуск металлических контейнеров до 3800 штук в год.

В 1974 году впервые в отрасли на РЭБе была проведена модернизация т/х "Сормовский-5" в автомобилевоз для транспортировки автомобилей из Тольятти в страны зарубежья. Параллельно с основным производством на верфи ведется интенсивное строительство. В это время были построены судокорпусный, столярный, контейнерный цехи, организовано автохозяйство. Кроме того, был возведен ряд жилых домов для заводчан, 2 детских объединения, больница, учебный корпус и общежитие, и другие объекты социального назначения.

К концу 1982 года Медвежьегорская РЭБ совместно с Петрозаводской обслуживала весь флот местного пароходства, а именно 70 единиц несамоходного флота, 55 судов типа "Волго-Балт", 24 "Волго-Дона", и пассажирские суда с флагманом "Михаилом Ломоносовым".

В эпоху "глобального передела" на РЭБе все пошло по стандартному для всех пароходств страны сценарию. Суда, которые были приписаны к ремонтным базам, были приватизированы и разбрелись по регионам и странам ближнего зарубежья, оставив РЭБы ни с чем.

Потеряв основного заказчика, Медвежьегорская РЭБ флота перебивалась случайными заказами, далекими от судостроения, пока и эти работы не сошли на нет. На некогда мощном предприятии осталась бригада охраны, директор и главный инженер.
Источник информации https://www.korabel.ru/.

Несколько лет ремонтная база переходила из рук в руки, пока не оказалась остановленной окончательно. Нынешний владелец медленно, но верно распиливает оборудование и технику на металл. История этого мощнейшего предприятия закончилась, видимо, навсегда.

Тем временем, пока все не распилили, предлагаю прогуляться по территории судостроительного завода, благо там есть, на что посмотреть.



Заглядываем за периметр. Один из самых разрушенных цехов РЭБ.



Крыша провалилась, внутри все постепенно зарастает.





Судя по табличке, это ремонтно-механический участок



Деревья заглядывают в бывшие кабинеты.





Рядом с судоверфью находилось железнодорожное депо.





Этакая местная зона отчуждения.





Находим брешь в обороне и проникаем на территорию судостроительного завода. Как можно быстрее минуя дороги между цехами, выходим на берег. Синее озеро, легкий ветерок, остановленный ржавый кран.



Кран, однако, опасная вещь)







А впереди - целый "лес" застывших кранов. Осматриваясь вокруг, движемся по направлению к ним. У берега пришвартован явно живой корабль, напротив со стены деревянного дома смотрят три камеры. Не взирая на это, идем дальше.



По дороге попадается всякое разное, например ППУ-2 - плавучая противопожарная установка, предназначенная для обеспечения противопожарной безопасности на акваториях судоремонтных предприятий.





И приходим к месту, где непосредственно строили корабли. Тут встречаем и огромные краны, и забытую технику.





Брошенная техника на берегу.















Для подъема крупногабаритных частей при постройке судов использовались портальные краны, с возможностью ездить по рельсам.



И поворачиваться вокруг своей оси.







На берегу привлекает внимание огромный недостроенный цех - незавершенный проект крытого стапеля - цеха для постройки судов.



Внутри пусто, по сути кроме коробки ничего построить не успели.



Тем временем, мы приближаемся к открытому стапелю - площадке для сборки и сварки корпусов кораблей из секций и блоков. В отличие от недостроенного крытого, здесь успели построить много судов, а какие-то корабли пытаются ремонтировать и сейчас.



Площадка перечерчена рельсами, по которым двигаются стапельные тележки.



Теперь здесь только иногда ремонтируют корабли, как например этот "Налим".







На этом завершаем осмотр территории, на обратном пути фотографируем еще несколько строений. Здесь располагался заводской магазин.



А это лесопильный цех.



За воротами ремонтно-эксплуатационной базы виднеется еще одно крупное предприятие, но это уже другая история.



Спасибо за внимание. Продолжение следует.

лето, заброшка, промышленность, 2020, заброшенное, предприятие, РЭБ, заводское, industrial, заброшенный завод

Previous post Next post
Up