На конференции МАГАТЭ в Вене был подписан еще один важный для Росатома документ: гендиректор ЗАО «Русатом Оверсиз» Джомарт Алиев и председатель Комиссии по атомной энергии Иордании Халед Тукан заключили соглашение о развитии проекта по сооружению АЭС в Королевстве. На реализацию этого этапа отводится 2 - 2,5 года, после чего планируется заключить контракт на строительство станции. Мы изучаем подводные камни этого проекта.
О том, что Иордания выбрала Росатом в качестве соинвестора строительства АЭС на 2 тыс. МВт и поставщика реакторной технологии, стало известно еще осенью 2013 года. Тогда СМИ писали, что реализовывать проект предполагается по схеме build-own-operate (BOO; «строй-владей- эксплуатируй»), в рамках которой будет создано СП, где 51% получит Иордания, а 49% - Росатом или какая-либо из его компаний. При этом стороны будут финансировать проект стоимостью примерно $ 10 млрд в соответствии со своими долями.
Добавить новый этап в согласование сделки - предынвестиционную фазу - потребовалось для поиска ответов на ряд вопросов, связанных с реализацией проекта. По данным СМИ, требуется оценить, удастся ли реализовать проект на предложенных Иорданией условиях. Необходимо провести исследования энергорынка Иордании, изучить характеристики площадки АЭС, схему водоохлаждения. Также остаются открытыми вопросы финансирования; в частности, предстоит определить точную стоимость АЭС и выстроить окончательную структуру инвестирования проекта. Отсутствуют пока и гарантии окупаемости вложений.
По нашим данным, есть и другие проблемы. Так, например, ВВП Иордании в 2013 году составил $ 33,7 млрд. И новый объект, стоимость которого чуть менее 30% этого показателя, - довольно серьезный вызов для такой небольшой экономики. Электроэнергетическая отрасль страны в цифрах выглядит так: существующие генерирующие мощности составляют порядка 3 тыс. МВт (пиковая нагрузка - 2,7 тыс. МВт), а энергопотребление не превышает 15 млрд кВт · ч. По нашим расчетам, двублочная АЭС на 2 тыс. МВт при условии работы в базовом режиме с загрузкой 90% может генерировать почти 16 млрд кВт · ч в год. Получается, что строительство АЭС предполагает почти удвоение установленной мощности Иордании. И даже если энергопотребление в Иордании будет расти на 7% в год, как предсказывают некоторые оптимистичные эксперты, то в 2020 году примерно половина выработки АЭС будет не востребована. Понятно, что КИУМ может оказаться несколько ниже, атомные мощности могут частично заместить электростанции на ископаемом топливе - но для этого должна быть хорошо развита сетевая инфраструктура. Это условие необходимо и для экспорта электроэнергии. А значит, вопрос о крупном потребителе, который обеспечит работу АЭС в базе, остается открытым.
Кроме того, критически важен вопрос водоснабжения новой станции: в районе Иордании, который подходит для ее строительства с точки зрения сейсмической безопасности, нет достаточного количества воды. Воду нашли в 80 км от площадки, теперь необходимо придумать, как проложить трубопровод, как его охранять, и выяснить, какова цена вопроса - все это также задачи предынвестиционной фазы.
http://atomicexpert.com/content/dva-goda-na-razdumya